У лягушек впервые зафиксирована групповая брачная верность

Красновато-коричневатый окрас делает лягушек Thoropa taophora менее заметными на фоне скал. Фото — Фабио де Са.

Бесхвостые земноводные (лягушки и жабы) раньше не славились брачной верностью. Было известно, что у некоторых видов сильные самцы охраняют самок и кладки, чтобы максимизировать репродуктивный успех, однако это обычно не мешает и самцам, и самкам при случае спариваться с «посторонними». Недавнее исследование бразильской лягушки Thoropa taophora вписало новое слово в представление учёных о брачных привычках бесхвостых — этот вид стал первым известным видом лягушек с долго сохраняющимися закрытыми брачными группами.

Системы брачных отношений животных варьируют в диапазоне от полигамии, которая у позвоночных ассоциируется с ранней стадией эволюции, до моногамии, возникающей, когда детёныши нуждаются в более пристальном внимании родителей. Один из вариантов на спектре между этими двумя крайностями — полигамия с групповой верностью — довольно частое явление в животном мире. Обычно она встречается в конфигурации полигинии с групповой верностью, когда несколько самок долгое время спариваются только с одним самцом, а он, соответственно, только с ними. Такая форма репродуктивных отношений встречается у беспозвоночных, костистых рыб и некоторых четвероногих, таких как ящерицы, млекопитающие и птицы. У амфибий случаев репродуктивной верности в полигинных группах зафиксировано не было — до недавнего времени.

Фабио де Са (Fabio de Sa), зоолог из государственного университета Кампинаса (Universidade Estadual de Campinas) — ведущий автор нового исследования, опубликованного в журнале Science Advances, в нём он рассказывает о полигинии с групповой верностью у лягушек Thoropa taophora, обитающих в тропических лесах Бразилии.

Команда исследователей наблюдала за лягушками в скалистых местностях на краю тропического леса. В таких местах относительно немного источников пресной воды, в которых эти животные могут спокойно спариваться (это очень маленькие лужицы-просачивания в скальной породе). Самцы Thoropa taophora вида обычно занимают пригодное для размножения место и выгоняют оттуда других самцов. Для реализации внутриполовой агрессии самцы Thoropa taophora неплохо вооружены — у них удлинённые предплечья и ороговевшие шипы на больших пальцах.

Выгнав из лужицы конкурентов, самец-победитель остаётся в ней с двумя неродственными друг другу самками, с которыми и спаривается, причём одна из самок обычно доминирует над другой. Самки и самцы живут вместе, оставаясь «верными» друг другу в течение продолжительного времени. Иногда в луже остаётся также третья, «периферическая» самка, которой внимания самца уже не достаётся.

Брачная группа Thoropa taophora: самец (♂), доминирующая (♀d), второстепенная (♀s) и периферическая (♀p) самки. Видны прилипшие к скальной поверхности икринки.

Самки, которые доминируют, пытаются спровоцировать спаривание, отвечая на ухаживания самцов голосовыми сигналами, или самостоятельно стремятся принять положение для спаривания, залезая под самцов. В это время «второстепенные» самки неподвижно ожидают своей очереди в стороне. Иногда самки инициируют спаривание, поедая икринки. В большинстве таких случаев самец прогоняет самку, но если это доминирующая самка, он может вместо этого спариться с ней.

Случай групповой верности был сначала зафиксирован на видео. Затем исследователи изучили генетический материал лужиц, в которых лягушки спаривались, и обнаружили, что все головастики были полукровными братьями и сёстрами от одного и того же отца и одной из двух матерей, в основном — доминирующей самки. Наличие головастиков разных возрастов от одних и тех же родителей подтвердило, что отношения лягушек были длительными.

Такая схема, похоже, выгодна для обоих полов. Самцам необходимо отпугивать других мужских особей от труднодоступных мест размножения. В то же время, спариваясь сразу с двумя неродственными самками, они могут разнообразить генофонд своего потомства.

«Преимущество для самки заключается в том, что лучше иметь одного надёжного самца с хорошими генами и место для размножения, делясь им с другой самкой, вместо того, чтобы оставаться незащищённой и без самца, или спариваться с самцом послабее», — добавляет де Са.

Таким образом, ситуация нехватки мест для размножения породила не только групповую брачную верность, но и ещё одно явление, достаточно редкое для лягушек: конкуренцию между самками, когда доминирующие самки реагируют первыми на призывы самцов и оттесняют второстепенных самок во время брачных игр.