Возможный механизм передачи информации из соматической клетки в гамету

Схема образования экзосом. Судьба эндосомы зависит от маркировки её мембраны определёнными липидами: если она помечена лизобисфосфатидиловой кислотой (красные точки), то её содержимое будет уничтожено, а если церамидами — вытолкнуто из клетки наружу. Руководят этими процессами ГТФазы Rab, различные члены этого семейства белков выполняют разные функции: Rab5 руководит образованием эндосомы, Rab7 организует деградацию содержимого мультивезикулярной эндосомы в лизосоме, а Rab11, Rab27 и Rab35 необходимы для секреции экзосом во внеклеточное пространство. Показано, что экзосомы содержат порядка 4000 различных белков, более 1500 разных микроРНК и мРНК, а также <abbr lang="ru" title="Дезоксирибонуклеиновая кислота">ДНК</abbr>.
Схема образования экзосом. Судьба эндосомы зависит от маркировки её мембраны определёнными липидами: если она помечена лизобисфосфатидиловой кислотой (красные точки), то её содержимое будет уничтожено, а если церамидами — вытолкнуто из клетки наружу. Руководят этими процессами ГТФазы Rab, различные члены этого семейства белков выполняют разные функции: Rab5 руководит образованием эндосомы, Rab7 организует деградацию содержимого мультивезикулярной эндосомы в лизосоме, а Rab11, Rab27 и Rab35 необходимы для секреции экзосом во внеклеточное пространство. Показано, что экзосомы содержат порядка 4000 различных белков, более 1500 разных микроРНК и мРНК, а также ДНК.

Исследования последних лет показали, что наследственная информация, передающаяся из поколения в поколение, — это не только зафиксированный в хромосомах набор определённых признаков, но и совокупность «инструкций», включающих и выключающих гены. Эти «инструкции» — эпигенетическая («над-генетическая») информация, которая может передаваться множеством различных способов, среди которых — вероятно — передача в хроматине малых некодирующих РНК. Работа итальянских учёных, опубликованная в PLOS ONE, доказывает возможность существования механизма передачи РНК, выделенной соматической клеткой, в половые клетки.

Классический механизм наследования «по Менделю» не объясняет передачу фенотипических вариаций и проявления негативных последствий разного рода воздействий на два последующих поколения. Так, известно множество случаев передачи из поколения в поколение предрасположенностей к диабету 2-го типа, к шизофрении, которые, однако, не закреплены в геноме «классическими» мутациями, характерными для такого рода наследственности. Неоднократно высказывались предположения о возможности передачи накопленных фенотипических признаков из соматических клеток в половые. Однако многолетние эксперименты показывают, что «горизонтальное» встраивание соматической наследственной информации при помощи вирусного механизма непосредственно в код ДНК если и происходит, то настолько редко, что им нельзя объяснить все случаи «не-Менделевского» наследования тех или иных признаков и предрасположенностей. Экспериментально подтвердить наличие «не-Менделевского» и при этом не-генетического способа передачи наследственной информации от подвергающихся внешнему воздействию соматических клеток половым клеткам до сих пор не удалось. Однако итальянские учёные (Cossetti C., Lugini L., Astrologo L., Saggio I., Fais S. и другие), проведя серию экспериментов на животных, смогли вплотную приблизиться к решению этой задачи.

Подопытным мышам была имплантирована клеточная культура меланомы человека, производящая плазмиды, кодирующие усиленный зелёный флуоресцентный белок (EGFP), который легко обнаружить в организме. Дальнейшее исследование выявило, что РНК, кодирующая этот белок, попала не только в кровоток мыши, но и в органы размножения. Так, она была выделена из придатков яичек и семенной жидкости, т.е. находилась в непосредственном контакте со сперматозоидами. И хотя хроматин сперматозоидов достаточно компактен, в нём существуют области, в которые могла бы «упаковаться» полученная извне РНК. Исследователи делают вывод, что данная их работа позволяет с изрядной долей уверенности говорить о наличии транспортного механизма, способного передавать над-генетическую наследственную информацию от соматических к половым клеткам.

Соматические клетки «общаются» между собой посредством выделения в межклеточную среду экзосом. Кроме задач межклеточной коммуникации, экзосомы принимают участие в секреции белков, облегчении иммунного ответа и многом другом. Раковые клетки, выделяя экзосомы, изменяют окружающие ткани, провоцируя, в частности, рост сосудов. Таким образом, раковая опухоль обеспечивает себя средствами для существования и дальнейшего роста. Возможно, что выделяемые раковыми клетками фрагменты РНК способны внедряться в хроматин сперматозоидов, что может приводить к появлению потомства, предрасположенного к развитию опухолевых образований.

Учёные отмечают, что их работа не даёт ответа на вопрос, является ли механизм, ими обнаруженный, регулярным физиологическим процессом, или же он возможен лишь в специально созданных условиях (чужеродный имплантат из раковых клеток). Не было зафиксировано и непосредственного проникновения «меченой» РНК в хроматин сперматозоида. Исследователи, однако, надеются зафиксировать подобные проникновения в будущем.