мтДНК стеллеровой коровы прочтена спустя 250 лет после её истребления

Скелет стеллеровой коровы. Выставлен в Финском музее естественной истории.

Стеллерова корова — один из символов хищнического отношения человека к природе. Грустная история этого вида широко известна: открыт в 1741 году, полностью истреблён к 1768. Самый крупный из сирен (до 11 тонн весом, до 10 м в длину — из млекопитающих уступающий только китам) и абсолютно безобидный, Hydrodamalis gigas стал лёгкой добычей для моряков и торговцев пушниной, обеспечивавших себя запасом мяса и жира. Стеллерова корова не боялась человека — и поплатилась за это. Популяции в 1500 особей хватило ненадолго.

В момент открытия стеллеровы коровы встречались только у берегов Командорских островов. Но позже палеонтологи обнаружили останки этих животных на гораздо более широкой территории. Вероятно, несколько тысяч лет назад ареал «коров» охватывал всю северную часть Тихого океана, от Японии через цепь Алеутских островов до Калифорнии. Похоже, что вымирание миролюбивых гигантов началось задолго до экспедиции Беринга, и причины его пока что неясны. Может быть, ещё до европейцев охоту на стеллеровых коров вели инуиты, чья экспансия с Аляски началась в X веке.

Современные родственники стеллеровых коров — дюгони (единственный вид Dugong dugon) и 3 вида ламантинов (род Trichechus). Анатомически коровы больше всего похожи на дюгоня. Родственные связи сирен пытались изучать и методами генетики. Первые попытки выделить мтДНК из останков стеллеровой коровы предпринимались ещё в 1997 году — тогда удалось получить небольшие фрагменты. На основании этих результатов, а также иммунологических данных, учёные устанавливали эволюционные связи сирен и их ближайших родственников — хоботных.

Только что в журнале Genomics вышла статья российских авторов, которые впервые представляют полностью прочтённый митохондриальный геном стеллеровой коровы. Образец, с которым велась работа, с XIX века хранился в коллекции Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге (недаром среди авторов работы — Алексей Тихонов, директор питерского Зоологического музея). Из плечевой кости стеллеровой коровы с помощью ножовки получили костный порошок, который отправили в лабораторию Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (Москва). Там из этого образца выделили последовательности мтДНК. Чтобы убедиться в аутентичности, полученные фрагменты сопоставляли с геномами дюгоня и американского ламантина. Учёным удалось качественно прочитать полную последовательность, длиной 16 872 пары нуклеотидов (для сравнения, длина человеческой мтДНК — примерно 16 600). Часть статьи посвящена анализу структуры митохондриального генома стеллеровой коровы, который содержит типичный для млекопитающих набор генов. Кроме того, генетики выясняют эволюционные связи сирен и хоботных, сравнивая полученный геном с данными по дюгоню, ламантину, слонам, мамонту и даману. Получилось вполне традиционное дерево: самый близкий родственник стеллеровой коровы — дюгонь, а все сирены образуют сестринскую группу по отношению к хоботным.

Теперь российские генетики планируют исследовать генетическое разнообразие последних стеллеровых коров с Командорских островов. Может быть, это позволит разобраться в причинах странного сокращения популяции этих вымерших животных, начавшегося задолго до прихода европейцев. Надеюсь, что не за горами расшифровка ядерной ДНК. А там, глядишь, стеллерова корова станет ещё одним видом в очереди на клонирование.