Девонский «утконос» — Brindabellaspis stensioi

Художественная реконструкция внешнего вида <i>Brindabellaspis stensioi</i>.
Художественная реконструкция внешнего вида Brindabellaspis stensioi.

Палеонтологи Университета Флиндерса (Flinders University) и Австралийского национального университета (Australian National University) опубликовали работу, в которой раскрываются подробности строения интересной ископаемой рыбы, жившей в ранний девонский период — Brindabellaspis stensioi.

Рыба относится к классу плакодерм — пластинокожих рыб (раньше их называли панцирными, но это название не согласуется с современным пониманием их анатомии). Окаменелости Brindabellaspis stensioi найдены в известняке в районе австралийского озера Берринджак (Burrinjuck). В эпоху раннего девона на этом месте было море и тропический коралловый риф, самый ранний из нам известных.

Вид был описан в 1980 году. Новые находки и современное оборудование (использовался метод синхротронной рентгеновской томографии) позволили уточнить строение головы рыбы, и оно оказалось более причудливым, чем представлялось ранее.

Предполагается, что адаптацией к придонному образу жизни Brindabellaspis stensioi был чувствительный, расширяющийся «клюв» из мягких тканей. Возможно, рыба искала корм с помощью электрорецепции. Австралийцы не могли не сравнить древнее животное с утконосом — «живым ископаемым», одним из символов континента.

Новые данные расширяют наши знания об эволюции рыб и том мире, в котором они жили 400 млн лет назад. Уже тогда возникали адаптации, позволявшие видам специализироваться в различных экологических нишах. Изучение всего комплекса окаменелостей позволяет утверждать, что рифы раннего девона были такими же центрами биоразнообразия, как и современные.