Учёные объяснили появление и значение галлюциногенных свойств грибов

Галлюциногенный гриб псилоцибе синеющая (<i>Psilocybe cyanescens</i>).
Галлюциногенный гриб псилоцибе синеющая (Psilocybe cyanescens).

Исследователи из США изучили три вида грибов и пришли к выводу, что они получили галлюциногенные свойства благодаря горизонтальному переносу генов. Полезной эта черта оказалась тем, что вызывающие галлюцинации у людей вещества подавляют аппетит у насекомых, которые питаются грибами.

Исследовательская группа из Университета штата Огайо (Ohio State University) исследовала гены трёх относительно далеких друг от друга видов галлюциногенных грибов. Выбор был продиктован тем, что все три из них вызывают галлюцинации благодаря одному и тому же веществу — псилоцибину. Исследование помогло выявить пять генов, которые отвечают за выработку этого вещества. По мнению учёных, свои специфические свойства далёкие друг от друга виды получили благодаря так называемому горизонтальному переносу генов.

Для исследования учёные выбрали псилоцибе синеющую, панеолус синеющий и гимнопил сосновый, имеющие сходные галлюциногенные свойства, но не являющиеся близкими родственниками (для сравнения исследователи взяли галерину окаймлённую и ложноопёнок кирпично-красный, более близкие, чем изученные «волшебные грибы», но не вызывающие галлюцинации). Оказалось, что галлюциногенные грибы имеют один и тот же генный кластер, который отвечает за выработку псилоцибина.

Согласно работе, в этом случае учёным не удалось обнаружить достаточных подтверждений вертикального переноса. Это значит, что привычный вариант передачи генетической информации — от предков к потомкам — в данном случае кажется маловероятным. Горизонтальный перенос генов, то есть передача генетического материала от одной взрослой особи другой, считается малохарактерным для эукариот, отмечается в публикации. Однако авторы склоняются к тому, что именно таким образом изученные грибы получили способность вырабатывать псилоцибин.

По словам участвовавшего в исследовании Джейсона СлотаСлота (Jason Slot), один из вопросов, который поставили перед собой учёные, — это в чём эволюционный смысл распространения способности грибов вызывать галлюцинации у людей. Общий вывод исследовательской группы сводится к тому, что дело не в галлюцинациях, а в том, что псилоцибин повышает шансы грибов на выживание. Это вещество известно тем, что снижает аппетит у насекомых, которые питаются изученными грибами.

Те виды грибов, которые учёные выбрали для своей работы, растут в схожей среде — там, где имеются экскременты животных или гнилая древесина. В частности благодаря этому относительно далёкие друг от друга виды могли обрести один и тот же механизм защиты.