Найдены древнейшие липиды — их возраст 48 миллионов лет

Окаменелости древней птицы. Отмечена область, в которой найдены древнейшие из известных липидов.

Как правило, от животных, живших на Земле достаточно давно, остаётся не слишком много следов — мягкие части организмов не выдерживают разрушительного действия времени. Большинство окаменелостей позвоночных — исключительно кости, разрозненные и фрагментированные (мы писали о том, как желание собрать полный скелет может затормозить прогресс науки). Впрочем, бывают и удивительные находки — одна из них случилась при исследовании палеонтологического памятника (объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО) карьера Мессель в Германии. Сообщается о находке кожных желёз птицы, жившей 48 млн лет назад, в которых сохранились и липиды того же возраста.

Древнейшие из когда-либо найденных в ископаемых останках позвоночных липиды использовались птицей для чистки оперения.

Материалы исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Птицы часто и долго чистят своё оперение. Перья — это не только внешний вид птицы, они защищают птицу, и без них невозможно летать. Важную роль в уходе за перьями играет копчиковая железа. Она производит маслянистый секрет, который делает перья гладкими и водоотталкивающими.

Орнитолог Джеральд Майр (Gerald Mayr) из Исследовательского института Зенкенберга (нем. Senckenberg Forschungsinstitut) в Франкфурте-на-Майне, работая в сотрудничестве с международной командой учёных, обнаружил старейшую из известных на сегодняшний день копчиковую железу. Возраст находки — 48 миллионов лет и это небольшая, но научная сенсация.

«Это открытие является одним из самых удивительных примеров сохранения мягких частей животных. Крайне редко что-то подобное сохраняется в течение столь долгого времени», — говорит Майр.

Копчиковая железа птицы
Липиды в окаменелостях древней птицы — их возраст 48 млн лет.

Органические материалы, из которых строятся мягкие части тела животных, обычно разлагаются в течение десятилетий или даже быстрее. Перья и мех сохраняются редко, для этого нужны исключительные условия, например, такие, что сформировали бедные кислородом сланцевые отложения карьера Мессель.

«Как показал наш детальный химический анализ, липиды сохранились в своём первоначальном химическом составе, по крайней мере частично, несмотря на возраст в 48 млн лет. Длинноцепочечные углеводородные соединения из ископаемых останков копчиковой железы можно чётко отличить от сланца, окружающего ископаемое», — говорит Майр.

Не совсем понятно, как липиды копчиковой железы сохранились. Возможно, что разложению помешали исключительные условия, исключающие доступ кислорода к телу птицы. Кроме того, секрет копчиковой железы содержит и антибактериальные компоненты.

Для Майра и его коллег открытие открывает новые перспективы для исследований.

«Липиды возрастом в 40 млн лет показывают принципиальную возможность сохранения биологических материалов при благоприятных условиях — не только костей, волос и перьев, как предполагалось ранее. Если мы найдём больше таких липидов, мы сможем лучше представить образ жизни древних животных. Например, было бы интересно узнать, имели ли пернатые динозавры копчиковые железы и ухаживали за своими перьями», — добавил Джейкоб Винтер (Jakob Vinther) из Бристольского университета (University of Bristol), один из авторов научной работы.