Откуда у человека генитальный герпес, или Похождения парантропа Бойса

Макет черепа парантропа Бойса.

Откуда у людей герпес? Наверное, вы знаете, что этот вирус бывает двух видов: вирус простого герпеса 1 типа (ВПГ 1) и 2 типа (ВПГ 2). Первый — хорошо известная многим «простуда» на губах. Второй передаётся половым путём и поражает гениталии, проявляясь в виде болезненных пузырьков или язв. А ещё известно, что заражение герпесом 2 увеличивает риск заражения и передачи ВИЧ. Почему два вируса проявляют себя по-разному, до сих пор до конца неясно. По современным данным именно герпес 2 типа наиболее распространён в Африке, особенно в центральной и восточной её части.

Оба вируса встречаются и у других приматов, в том числе у наших ближайших родственников — шимпанзе. Поначалу специалисты полагали, что два типа человеческого герпеса происходят от общего предка, эволюционировавшего «в человеке». Однако когда удалось прочитать геномы герпеса человека и обезьян, оказалось, что ВПГ 2 ближе всего к герпесу шимпанзе (ВГШ 1). В 2014 году методом молекулярных часов учёные установили, что эволюционные пути ВПГ 2 и ВГШ 1 разделились примерно 1,4—3 млн лет назад.

Таким образом — пишут авторы новой статьи в журнале Virus Evolution — получается, наш древний предок подцепил ВПГ 2 от какого-то неизвестного гоминина, который, в свою очередь, заразился им от шимпанзе. Группа исследователей из Оксфорда и Кембриджа попыталась выяснить, кто был этим «передаточным звеном».

Для этого учёные составили список возможных кандидатов — ископаемых гоминин, населявших Африку в данный интервал времени. Для каждого из них обозначили географический ареал, основываясь на известных ископаемых находках. Сложнее оказалось с ареалом предков современных шимпанзе и бонобо, поскольку ископаемых останков этих обезьян почти нет. Чтобы приблизительно оценить территории, занимаемые предками шимпанзе, авторы взяли данные палеоклиматологов по распространению дождевых тропических лесов в Африке в течение плейстоцена. Эти данные соотнесли с современным ареалом больших человекообразных обезьян Чёрного континента и очертили примерную область, где могли жить предки шимпанзе.

Почему не рассматриваются другие территории, кроме Африки? Дело в том, что вирус простого герпеса 2 типа обнаружен у всех человеческих популяций нашей планеты, а его генетическое разнообразие в Африке максимально. Такая картина соответствует предположению, что предки современных людей подхватили эту заразу в Африке ещё до расселения по другим континентам, более 50 тыс. лет назад.

Итак, у нас есть источник инфекции — предок шимпанзе, есть Homo erectus — предок современного человека, конечное звено цепи. А между ними — некий промежуточный переносчик, личность которого предстоит установить.

В качестве конечного звена авторы выбрали именно эректуса, поскольку точно известно, что африканские эректусы были прародителями современных людей. Попав к эректусам, дальше вирус мог просто передаваться от предков к потомкам. Роль более ранних гоминин в происхождении современного человека «ещё до конца не ясна», говорится в статье.

Нужно учитывать, что передаточное звено могло быть и не одно, мы ведь не знаем точной длины цепочки. Поэтому исследователи построили «направленный граф» — схему всех возможных маршрутов вируса от шимпанзе к человеку, звеньями которого являются подходящие хронологически и географически гоминины. Сразу исключили представителей Ardipithecus, Kenyanthropus, Orrorin и Sahelanthropus (поскольку они жили раньше 3 млн лет назад). Не рассматривались и кандидаты, чей ареал находился на расстоянии больше 400 км от границы тропического леса (такое расстояние исследователи выбрали с учётом данных о перемещении современных хищников и падальщиков, а также охотников-собирателей).

Возможные маршруты герпеса от предка шимпанзе к Homo erectus
Возможные маршруты герпеса от предка шимпанзе к Homo erectus.

В итоге в список попали несколько видов австралопитеков (афарский, африканский, гари), человек умелый, человек рудольфский и 3 вида парантропов.

Для каждого перехода между звеньями рассчитывалась его вероятность, зависящая от двух величин: минимального расстояния между ареалами и интервала времени, в течение которого данные виды сосуществовали. Чем меньше расстояние и чем больше время «совместной жизни», тем больше вероятность инфицирования. На основании этих данных учёные искали оптимальный маршрут вируса «из пункта А в пункт Б».

Что в итоге получилось? Проще всего заразиться от предков шимпанзе было афарскому австралопитеку (90%), человеку умелому (67,8%), парантропу Бойса (50%) и человеку рудольфскому (55,8%).

Например — пишут исследователи — парантроп Бойса и древние шимпанзе сосуществовали в течение целых 700 тыс. лет, а расстояние между ископаемыми останками P. boisei и тропическим лесом составляло всего 35 км.

Не возьму в толк, откуда взялась цифра 700 тыс. лет, если в приложении к статье указан интервал существования парантропа — 1750—1200 тыс. лет назад, то есть весь срок жизни этого вида авторы оценивают в 550 тыс. лет.

Однако австралопитек афарский, исходя из оценок времени его существования, мог передать вирус дальше только австралопитеку африканскому — но тот удалён от афарца географически. По аналогичным причинам авторы забраковали ряд других кандидатов. В результате наиболее вероятным кандидатом на роль «передаточного звена» оказался восточноафриканский парантроп Бойса. Вторая по вероятности схема, представьте себе, четырёхступенчатая: от предка шимпанзе к человеку умелому, от того — к парантропу Бойса (!) и уже от парантропа — к Homo erectus.

Каким образом парантроп мог заразиться герпесом от шимпанзе? Авторы не обсуждают половой контакт и считают, что скорее гоминин мог быть инфицирован во время охоты либо поедая заражённое мясо шимпанзе: вирус мог проникнуть «через порезы или раны» в коже парантропа.

«В засушливые периоды предки шимпанзе концентрировались в тропических рефугиумах, — пишут авторы, — где контактировали с парантропами Бойса и Homo habilis на границе леса и саванны». Там между ними происходили агрессивные столкновения, а итог — заражение вирусом.

А поскольку останки Homo erectus и парантропов найдены в близких местонахождениях в районе кенийского озера Туркана, эти гоминины явно встречались у водоёма. Может быть, эректусы даже поедали парантропов. Впрочем, контакт мог иметь и сексуальный характер. Так вирус герпеса шимпанзе и перешёл к нашим предкам…

У шимпанзе ВГШ 1 поражает ротовую полость и глотку, но, когда этот вирус попал к человеку, он должен был вступить в конкуренцию с ВПГ 1, давним спутником людей. Поэтому ВГШ 1 видоизменился и занял другую нишу, поражая человеческие гениталии, став ВПГ 2. Кстати, герпес 2 типа до сих пор может проявляться и на слизистой рта (примерно в 10—15% случаев).

Авторы приводят современные примеры «межвидового» заражения герпесом. Известны случаи, когда вирус герпеса мартышкообразных обезьян попадал к человеку, что приводило даже к смертельным исходам. Заражение происходило через укусы, царапины и даже колючки растений. В свою очередь, люди могут инфицировать герпесом обезьян, например горилл.

По мнению исследователей, использованный ими подход можно применить к другим древним патогенам — например, изучать историю распространения лобковых вшей (полагают, что наши пращуры приобрели их у предков горилл 3,3 млн лет назад) или вируса папилломы, который достался нам от неандертальцев.

Исследователи пишут в заключение, что, согласно их анализу, носители ВПГ 2 из Восточной Африки должны обладать «наиболее древними линиями вируса». Потому что, мол, здесь, в Восточной Африке, этот вирус перешёл от парантропа к человеку. По мысли исследователей, носители древнейшей линии ВПГ 2 так 2 млн лет и сидят у озера Туркана.

Если честно, статья произвела на меня очень странное впечатление. Перечислю претензии к ней по пунктам.

1. Авторы рассматривают версию передачи вируса только Homo erectus, потому что «его прямые предки до конца не ясны». И что же, это отменяет возможность заражения предков эректуса (ранних Homo или австралопитеков) 2—3 млн лет назад? Нет, не отменяет, но авторы этот вариант отбрасывают.
  2. Судя по данным из приложения к статье, авторы считают, что и Homo erectus, и Homo habilis жили только в Восточной Африке. А как же южноафриканские находки? Ведь их немало, тем более что в статье, судя по всему, к эректусам относят и Homo ergaster (см. карту АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ), но почему-то они никак не учтены. Если же мы подключим находки из Южной Африки, то внезапно выяснится, что эректусы могли прекрасно контактировать с Paranthropus robustus, например, и заражаться чем угодно от них. То же самое можно сказать про южноафриканских ранних Homo — телантропов, чьи находки известны уже более полувека.
  3. Определение времени существования вида делается авторами по известным находкам. А как быть с видами, описанными по одному-двум местонахождениям? Их время жизни автоматически получается минимальным. Например, австралопитек седиба (известный только по находкам в пещере Малапа) у авторов существовал всего «100 тыс. лет». Но это же абсурд!
  4. Авторы рассматривают только «горизонтальную передачу» (на охоте либо при половом контакте). А про вертикальную (от предков к потомкам) почему забыли? Так, перекрывание по времени австралопитека африканского и парантропа робустуса у исследователей выходит минимальным. А ничего, что большинство исследователей считают робустуса потомком африкануса? То же самое можно сказать об австралопитеке афарском, который, по мысли авторов, никому герпес передать не мог. Как будто авторы не в курсе, что хабилисы, рудольфенсисы и те самые восточноафриканские парантропы с наибольшей вероятностью произошли от афарских австралопитеков?
  5. Данные, используемые авторами, явно неполны. Из таблицы в приложении следует, что расстояние между ареалом робустуса и ареалом африкануса — 243 км. Вообще-то, господа, их останки находили в одном местонахождении! Стеркфонтейн, слышали о таком?
  6. Авторы пишут, что пути вирусов человека и шимпанзе разошлись 1,4—3 млн лет назад, и ссылаются при этом на статью 2014 года, но там указан диапазон 1,4—2,1 млн лет. Причина увеличения диапазона почти на миллион лет мне не ясна.
  7. Список вопросов можно продолжать. Но на самом деле главный вопрос один. Авторы долго и упорно ищут некое передаточное звено между шимпанзе и эректусом. Но из статьи я так и не понял (и не понял, заглянув в источники, на которые исследователи ссылаются): а почему не рассматривается вариант прямой передачи? Что мешало эректусу, пардон, поймать и съесть предка шимпанзе? Люди сейчас охотятся на обезьян, почему они не могли это делать 2 млн лет назад?

Резюме: у меня сильное подозрение, что среди рецензентов этой статьи не было антропологов…