Африканские собаки голосуют чиханием

Гиеновидная собака.

Хотя нам нравится считать себя самыми «умными» животными, приходится признать, что договариваться между собой умеют не только Homo Sapiens. Коллективное принятие решений освоили и другие виды, например, капуцины, пчёлы и сурикаты. Недавно учёные из Университета Брауна (Brown University), Университета в Суонси (Swansea University) и Университета Нового Южного Уэльса (University of New South Wales) обнаружили, что африканские гиеновидные собаки тоже умеют «голосовать». Результаты работы опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Нил Джордан (Neil Jordan) и его коллеги хотели узнать, как гиеновидные собаки Lycaon pictus принимают коллективные решения. Ранее французские исследователи предположили, что Lycaon pictus отправляются на охоту только в том случае, если им удаётся достичь «консенсуса», но как именно они договариваются, оставалось неясным. Учёные уже знали, что перед тем, как отправиться на охоту, собаки устраивают «собрания». Обычно их инициирует одна особь: она встаёт, опускает голову, открывает пасть и отводит уши назад. Иногда такое «выступление» оказывается успешным, и вся стая снимаются с места, но порой собаки продолжают лежать, как ни в чём не бывало.

Члены научной группы наблюдали за собраниями гиеновидных собак в Национальном парке Мореми (Ботсвана) и заметили кое-что странное: животные чихали. «Мы записали на видео 68 собраний пяти стай, живущих в Дельта Окаванго в Ботсване, и когда анализ подтвердил наши подозрения, мы поначалу не могли в это поверить, — рассказывает Джордан. — Чем больше собаки чихали, тем выше была вероятность, того, что стая отправится на охоту. Судя по всему, чихание служит аналогом системы голосования».

Однако у собак, как и у людей, голоса обладали разным весом. «Мы обнаружили, что в тех случаях, когда собрание инициировали самка или самец из доминантной пары, для того, чтобы отправиться на охоту, нужны были всего несколько чихов, — говорит член научной группы Рина Уокер (Reena Walker). — Если доминантная пара в нём не участвовала, чихов требовалось больше — около десяти». Звуки, о которых говорят исследователи, имеют мало общего с человеческим чиханием: животные не делают вдоха, а быстро и с силой выдыхают через нос. Учёные пока не знают, намеренно они издают подобные звуки или это получается непроизвольно, поэтому нельзя сказать действительно ли собаки «голосуют» как мы. Но одно ясно наверняка: чем больше животные чихают, тем скорее снимутся с места.