Нелёгкая работа — определить динозавра, или Ещё раз о чилизавре

Chilesaurus diegosuarezi
Chilesaurus diegosuarezi. Теропод? Весьма вероятно, что нет.

Чилизавр (Chilesaurus diegosuarezi) был найден в 2015 году (о том, как нашли этого динозавра см. «Растительноядный родственник тираннозавра из Чили») и сразу привлёк к себе внимание палеонтологов. Ещё бы — в группу теропод, известных хищных ящеров, затесался растительноядный родственник. Некоторые исследователи сразу выразили сомнение в том, что чилизавр — теропод. Новое исследование показывает, что Chilesaurus diegosuarezi ближе к птицетазовым.

Стоит отметить, что первый автор публикации о чилизавре, палеонтолог Фернандо Новас хоть и отнёс его к тероподам, но не настаивает на этом и готов принять другую точку зрения, если она окажется более аргументированной.

Новые данные появились после того, как к анализу останков чилизавра приступили исследователи из Кембриджа (University of Cambridge) — Мэтью Барон (Matthew Baron) и Пол Барретт (Paul Barrett). В марте этого года они провели работу по анализу массива данных об окаменелостях динозавров и обнаружили, что тероподы и птицетазовые имеют значительно больше общего, чем замечалось ранее. Использование этой же большой базы данных позволило выявить, что тазовые кости чилизавра всё же ближе к птицетазовым, чем ящеротазовым.

Вывод, который делают Барон и Барретт в публикации в журнале Biology Letters — Chilesaurus diegosuarezi следует относить к примитивным птицетазовым. Более того, этот вид может быть переходной формой между тероподами и птицетазовыми, или быть близок ей.

Итак, чилизавр, возможно, не был тероподом-вегетарианцем. Если это верно, то одной загадкой меньше. Но история развития животного мира скрывает ещё множество тайн, в том числе связанных с переходом с растительноядной к плотоядной диете и наоборот. Например, зачем и почему перешли на питание растениями, менее энергетически выгодное, динозавры рода Limusaurus (см. «Болотные ящеры»: с зубами и без зубов)?

Впрочем, и вопрос о месте чилизавра на эволюционном древе окончательно не закрыт. Возможно, что картина прояснится после новых находок и новых масштабных работ с известным материалом.

«Я приветствую новую интерпретацию Барона и Барретта, потому что она стимулирует необходимое обсуждение малоизученных аспектов эволюции динозавров в целом, — комментирует выводы коллег Фернандо Новас. — Я полагаю, что обсуждение Chilesaurus только началось».