В Эквадоре обнаружен новый вид «стеклянных» лягушек

На правом снимке хорошо видно, почему лягушек семейства <i>Centrolenidae</i> называют «стеклянными».
На правом снимке хорошо видно, почему лягушек семейства Centrolenidae называют «стеклянными».

Семейство так называемых «стеклянных лягушек» (лат. Centrolenidae) недавно пополнилось новым видом, Hyalinobatrachium yaku. В переводе с наречия местного племени слово «yaku» означает «вода» — а вода крайне важна представителям недавно обнаруженного вида, описанного группой исследователей под руководством доктора Хуана Гвайясамина (Juan Guayasamin) из эквадорского Университета святого Франциска в Кито (исп. Universidad San Francisco de Quito). Результаты работы были опубликованы в издании ZooKeys.

Своё название семейство «стеклянных» лягушек получило из-за практически прозрачной кожи на животе — сквозь неё можно рассмотреть внутренние органы животного: сердце, кости скелета, желудочно-кишечный тракт, почки. Некоторые органы, впрочем, оказываются «спрятаны» от наблюдателя, поскольку отдельные участки кожи «стеклянных» лягушек содержат непрозрачные светоотражающие клетки.

Ареал обитания «стеклянных» лягушек — Южная и Центральная Америка. Новый вид был обнаружен в Эквадоре. Кстати, в этой же стране в XIX в. представители семейства Centrolenidae были обнаружены впервые. На сегодняшний день известно более 150 видов «стеклянных» лягушек.

Учёные установили, что представители нового вида генетически близки к уже известным «стеклянным» лягушкам рода Hyalinobatrachium. Но есть и некоторые отличия, например, наличие тёмных точек на спине и более насыщенной пигментации в области глаз. Все известные «стеклянные» лягушки невелики, размер взрослой особи редко превышает 4 см. Однако вид H. yaku, по-видимому, один из самых мелких в семействе, длина их тела составляет около 2 см.

От своих сородичей H. yaku отличаются и специфическими звуками, издаваемыми самцами в брачный период. Самцы рассаживаются на листьях, нависающих над водой, и начинают «петь». Привлечённые сигналами самки приближаются и — после спаривания — откладывают икру, которую вплоть до вылупления потомства охраняют самцы.

Исследователи надеются, что открытие нового вида поможет больше узнать о главной отличительной особенности «стеклянных» лягушек — их прозрачной коже. Но пока благополучие вида находится под угрозой. Дело в том, что и для брачных игр, и для прикрепления оплодотворённой икры лягушкам вида H. yaku необходимы реки с чистой водой и заросшими берегами. Но правительство Эквадора планирует начать добычу полезных ископаемых в непосредственной близости от мест обитания этих амфибий. Как это скажется на численности H. yaku, точно неизвестно.