На птичьем рынке случайно нашли новый вид краба

Пресноводный краб <i>Yuebeipotamon calciatile</i>.
Пресноводный краб Yuebeipotamon calciatile.

Учёные из Австралийского музея (Australian Museum), Университета им. Сунь Ятсена (Чжуншань) (кит. 中山大学, англ. Sun Yat-sen (Zhongshan) University), КНР и Национального университета Чжунсин (кит. 國立中興大學, англ. National Chung Hsing University), Тайвань, обнаружили пресноводного краба нового вида и рода. Описание ракообразного опубликовано в журнале ZooKeys.

Любители животных обожают пресноводных крабов за красочные переливающиеся панцири. Рыбаки ловят симпатичных ракообразных, не покладая рук, и выгодно продают их — часто даже не зная, что именно предлагают клиенту. Иногда такой товар попадает в руки учёных. Трое исследователей из Австралии, Китая и Тайваня отправились на китайский рынок, где продают декоративных рыб и другую водную живность, и наткнулись на краба-самца с необычным строением гоноподов — половых органов, образованных из видоизменённых конечностей. Ведущий автор исследования Чао Хуан (Chao Huang) убедил продавца показать место в провинции Гуандун, где тот выловил ракообразное.

Несмотря на внешнее сходство с представителями родов Sinopotamon, Longpotamon и Tenuilapotamon, после тщательного изучения выяснилось, что краб отличается от них более длинными и стройными ногами. Результаты молекулярного анализа показали, что членистоногое можно отнести к новому виду и роду. Особи нового вида предпочитают горные ручьи с известняковым дном, за что и получили имя Yuebeipotamon calciatile, где calciatile означает «живущий на известняке». Чтобы приспособиться к месту обитания, крабы отрастили стройные ноги — так им проще искать новый дом, когда ручей пересыхает. Их панцири имеют оттенок от бордового до тёмно-коричневого, а клешни и ноги — красновато-багряные, при этом взрослые особи ярче молодых.

Проницательные и мудрые глаза Yuebeipotamon calciatile.
Крабы (Brachyura) — инфраотряд высших ракообразных отряда десятиногих, на данный момент известно более 4000 видов. Размеры тела — от нескольких миллиметров до 3 м (размах ног у крабов из рода Macrocheira). Для крабов характерно компактное тело с симметричным брюшком, подогнутым под широкую, сжатую в спинно-брюшном направлении головогрудь. Брюшные конечности у самца (1—2 пары) служат для переноса сперматофоров, у самки (4 пары) — для вынашивания икры.

Обитают преимущественно в море; обильны на тропических мелководьях. Встречаются пресноводные формы, например обитатели ручьёв — представители семейства Potamidae. К их числу относится и новый вид Yuebeipotamon calciatile.