Древнейшая из акул, питавшихся планктоном

Древняя акула, реконструкция внешнего вида.
Древняя акула Pseudomegachasma, реконструкция внешнего вида.

Интернациональная команда учёных описала ранее неизвестную линию вымерших акул, питавшихся планктоном. Акула Pseudomegachasma обитала в тёплых морях в эпоху динозавров, 100 млн лет назад. Её останки обнаружены и на территории нашей страны.

Статья о находках окаменелостей, относящихся к акуле, жившей в период позднего мела, опубликована в «Журнале палеонтологии позвоночных» (Journal of Vertebrate Paleontology). Ведущий автор публикации, профессор палеонтологии Университета Де Поля Кэнсю Симада (Kenshu Shimada) сообщил, что выводы статьи основаны на недавних находках крошечных зубов и переосмыслении давно известных находок в породах, относящихся к меловому периоду. Среди авторов статьи — доцент кафедры исторической геологии и палеонтологии Саратовского университета Евгений Валериевич Попов.

Симада отмечает, что «Pseudomegachasma  — древнейшая из известных питающихся планктоном акул в палеонтологической летописи». По его словам, это акулы, которые развивались независимо от четырёх известных линий современных видов планктоноядных хрящевых рыб: большеротых акул, гигантских акул, китовых акул и мант.

Зубы Pseudomegachasma можно обнаружить в отложениях мелового периода.

Имя Pseudomegachasma можно перевести как «ложная большеротая акула». Такое имя она получила потому, что её ротовой аппарат почти идентичен современной большеротой акуле (Megachasma), питающейся планктоном. Современный вид развился отдельно, значительно позже во времени.

Род Pseudomegachasma представлен двумя вымершими видами, Pseudomegachasma casei (окаменелости найдены на территории России) и Pseudomegachasma comanchensis (находки на территории США). Предполагается, что предок этих акул питался рыбой.