Дай лапу! Динозавр откусил стопу какому-то зверьку

<strong>А.</strong> Скелет <i>Microraptor zhaoianus</i> (IVPP V 12330) целиком, жёлтым квадратом отмечено место со стопой млекопитающего. <strong>B.</strong> Крупный план стопы млекопитающего. <strong>С.</strong> Схема, на которой отмечены видимые кости: тёмно-серые — кости микрораптора, жёлтые — стопа млекопитающего, светло-серые — неопределённые кости.
А. Скелет Microraptor zhaoianus (IVPP V 12330) целиком, жёлтым квадратом отмечено место со стопой млекопитающего. B. Крупный план стопы млекопитающего. С. Схема, на которой отмечены видимые кости: тёмно-серые — кости микрораптора, жёлтые — стопа млекопитающего, светло-серые — неопределённые кости.

Учёные доказали, что динозавры ели млекопитающих! Воображение рисует кадр из какого-нибудь фантастического трэша: тирекс вцепился в хобот мамонта. На деле всё слегка прозаичнее.

Хоть мезозой в популярной литературе и называют «эрой динозавров», млекопитающие, возникнув еще в триасе, существовали бок о бок с ужасными ящерами и были довольно разнообразны. Некоторое время назад даже пользовалась популярностью гипотеза о том, что млекопитающие, поедающие яйца и детёнышей динозавров, стали одной из причин мел-палеогенового вымирания. На самом деле, кто кого ел — хороший вопрос.

Исследование рациона вымерших животных вообще задача трудная. Изредка палеонтологам удаётся найти что-то, проливающее свет на этот вопрос — например, непереваренные кости в копролитах, окаменевших фекалиях. Но состояние этих остатков часто таково, что определить, кому они принадлежали, невозможно. Кто оставил эти копролиты — отдельная загадка. В идеале, найти кости съеденного животного прямо в пищеварительном тракте плотоядного, но ведь это тоже что-то сильно разгрызенное и переваренное, а потом ещё и разложившееся, подвергшееся эрозии и так далее. Попробуй разберись, кто стал обедом?

И, сами понимаете, находки такие крайне редки. В статье, о которой пойдёт речь, приводится табличка со списком известных палеонтологам костей, проглоченных динозаврами, и этот список не очень велик: всего 21 случай.

Отметим кость птерозавра в желудке велоцираптора, а также то, что внутри окаменевшей пищеварительной системы (!) сципионикса найдены многочисленные кости ящериц, рыбьи позвонки и чешуя.

Рекордсмен по числу подобных находок — микрораптор, небольшой оперённый дромеозаврид из раннего мела (125—120 миллионов лет назад), прославившийся как «четырёхкрылый динозавр». В брюшной полости микрораптора уже находили кости птицы, рыбью чешую и частичный скелет ящерицы, по которому даже описали новый род. Такое число находок объяснимо, если учесть, что в руках палеонтологов есть уже более 300 скелетов микрорапторов из формации Цзюфотан (九佛堂组, Китай).

И вот коллекция таких находок пополнилась новым открытием. Скелет микрораптора, оказавшийся в центре внимания, известен с 2000 года, это голотип, т.е. типовой экземпляр, по которому был описан вид Microraptor zhaoianus. Ещё в 2010 году палеонтологи сообщили о том, что у окаменелости обнаружено содержимое желудка и что это, возможно, кости млекопитающего! И наконец, по прошествии двенадцати лет, известный британский палеонтолог Дэвид Хоун (David Hone) и его коллеги опубликовали статью с подробностями.

Итак, внутри грудной клетки скелета микрораптора находилась сочленённая правая стопа какого-то животного. Важно, что сам скелет динозавра, хоть и неполный, найден в сочленённом виде, рёбра соединяются друг с другом и не повреждены. Обнаруженные кости стопы соприкасаются с внутренней стороной левых рёбер, а правые рёбра лежат сверху. Таким образом, речь не идёт о случайно перемешавшихся костях — некто действительно попал к динозавру внутрь, будучи проглочен. Судя по строению, стопа принадлежала мелкому млекопитающему. Сохранились все предплюсневые и плюсневые кости, а также большинство фаланг, а рядом угадываются ещё какие-то длинные кости — возможно, другие части скелета млекопитающего, которые пока что определить не удалось. Проанализировав особенности костей, исследователи предположили, что стопа принадлежала какому-то зверьку, ведущему преимущественно наземный образ жизни. Исходя из длины пальцев, животное весило 20—30 г, вероятно, это был кто-то похожий на эомайю или синодельфиса.

Отдельное внимание учёные уделяют вопросу: был ли микрораптор активным охотником? Вечная проблема — разобраться, идёт ли речь о хищнике и его жертве, или же перед нами всего лишь результат поедания падали. Сведения об образе жизни микрорапторов противоречивы: то ли дневное, то ли ночное животное, планирующее или же способное к активному полёту; древесное, наземное, а может лазающее. Мы знаем, что рацион микрорапторов был крайне широк, на стол к ним попадали птицы, ящерицы, рыбы… Оказывается, и млекопитающие тоже. Конечно, речь о разных видах микрорапторов. Рыбью чешую и кости птицы нашли у M. Gui; птичку и зверька скушал M. Zhaoianus. Тем не менее, исследователям кажется очевидным, что эти динозавры питались разнообразной добычей. Судя по размерам найденных костей, поедались небольшие животные, что согласуется с моделью «активного хищника». Этой же идее соответствуют короткие и крепкие челюсти микрораптора, подходящие для охоты на мелких позвоночных: у животных, поедающих в основном членистоногих, челюсти обычно более длинные и тонкие. Тем не менее, исследователи не торопятся делать выводы о пищевой стратегии M. Zhaoianus. Известно, что большинство современных плотоядных животных поедают падаль хотя бы иногда, поэтому вряд ли микрорапторы были исключением. Кроме того, в случае поедания пойманной добычи следовало ожидать наличия не только лапки, но и других частей тела. Стопы — не самая питательная часть животного. То, что присутствует только она, может объясняться тем, что микрораптор съел то немногое, что осталось от дохлой зверюшки.

Так мог выглядеть микрораптор с добычей в клюве
Так мог выглядеть микрораптор с добычей. / Рисунок — Ralph Attanasia III.

Пищевая ниша микрораптора получается чрезвычайно широкой, по сравнению с его родственниками. Но, возможно, лишь потому, что находки содержимого желудков динозавров вообще редки. Может быть, на самом деле такая пищевая стратегия типична для небольших теропод, в рационе которых могли присутствовать и беспозвоночные, и даже растения.

Несмотря на заявления в прессе о том, что такая находка сделана впервые, на самом деле это не первый подобный случай. В пищевом тракте другого динозавра, синозавроптерикса, ещё в 1997 году нашли зуб млекопитающего. Кроме того, найдены содержащие кости млекопитающих «погадки» (т.е. непереваренные остатки пищи, которые отрыгнуло животное) из верхнего мела. В 2021 году палеонтологи предположили, что эти погадки мог оставить динозавр троодон.

Вы можете помочь проекту, перейдя по ссылке и оформив платную подписку.
Друзья, если вам нравится то, что мы делаем, и вы хотите, чтобы проект «XX2 век» продолжал радовать вас новыми материалами, вы можете поддержать нас подпиской на sponsr.ru, на boosty.to или на VK Donat.