Алтайские неандертальцы заедали зубров бобами

Неандертальская челюсть Чагырская 6. именно с неё взяли зубной камень для анализа.

Что неандертальцы ели на обед? Конечно же, мамонтов — скажет, быть может, читатель. Но это в кино. А рацион настоящих древних троглодитов — интересный вопрос. Когда-то считалось, что эти ископаемые люди были убеждёнными мясоедами — специализированными хищниками, охотившимися на крупных млекопитающих. Полагали даже, что это возможная причина исчезновения неандертальцев: вымерла мегафауна — и те, кто ел мегафауну, сгинули вслед за ней. Относительно недавно исследователи узнали, что на стол к неандертальцам всё-таки попадали и злаки, и корневища, и орехи, и грибы (последний пункт, конечно, не растение, но и не мамонт). В зубном камне древних жителей иракской пещеры Шанидар учёные даже нашли следы варёного ячменя. На присутствие растительной пищи намекал и анализ единственного известного неандертальского копролита из Эль-Салте (Испания). Значит, всё же диетическое кредо неандертальцев — всеядность? Вместе с тем, анализ стабильных изотопов азота в неандертальских костях указывал на значительную долю животного белка.

Все эти исследования рациона, впрочем, касались обитателей запада Евразии и Ближнего Востока. А чем жили неандертальцы Сибири? По данным палеогенетиков, на Алтае, в Денисовой пещере неандертальский след фиксируется уже 190 тысяч лет назад. Позднее на Алтай докатилась вторая «неандертальская волна»: возраст костей её представителей в Чагырской пещере (105 км от Денисовой) — около 60 тыс. лет.

Как жилось алтайским неандертальцам? Среда их обитания сильно отличалась от европейской: более суровый климат, другие источники пищи. Сведения о том, чем кормились обитатели алтайских пещер, ограничиваются находками костей животных на стоянках. Судя по находкам, основным объектом охоты чагырцев были молодые зубры.

Авторы нового исследования решили выяснить подробности неандертальской кулинарии, изучив материалы Чагырской пещеры. Интересно, что несмотря на близость Денисовой пещеры, культура обитателей Чагырской гораздо больше походила на микок, характерный для неандертальцев Восточной Европы и Кавказа. Из этого (и из данных генетиков) делался вывод о мигрантах с Запада, не желавших перенимать местные традиции.
Для анализа зубного камня учёные выбрали нижнюю челюсть Чагырская 6 и четыре неандертальских зуба. В качестве «контроля» использовали зубы быка и овцы из тех же слоёв.

Стабильные изотопы углерода и азота выделяли из неандертальской челюсти (для чего получили 100 мг костного порошка) и костей найденных в пещере животных шести видов.

Анализы проводились в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка (нем. Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie, Лейпциг, Германия).

Что показало исследование? Во-первых, судя по содержанию стабильных изотопов, неандертальцы брезговали рыбой и другими водными ресурсами, при этом их пища была исключительно богата животным белком — как и у их европейских родственников. Исходя из имеющихся данных, наиболее часто в лапы чагырцев попадали лошади и быки.

В зубном камне из Чагырской пещеры учёные обнаружили фитолиты — микроскопические кремневые частицы из тканей однодольных и двудольных растений, а также гранулы крахмала. Помимо этого, в зубном налёте встречались многочисленные частицы древесного угля и споры грибов.

По-видимому, местные неандертальцы были успешными охотниками, а их образ жизни однообразен и на Западе, и на Востоке и не менялся многие тысячи лет. Эти древние люди занимали самый верх пищевой цепи везде, куда бы они не приходили, а их зависимость от продуктов животного происхождения делает неандертальцев похожими на современных охотников-собирателей высоких широт, потребляющих большое количество мяса и жира. Тем не менее, в неандертальский рацион входила и разнообразная растительная пища, в том числе какие-то травы, а также крахмалистые растения — возможно, бобовые, произраставшие на Алтае. Авторы, правда, рассматривают разные варианты проникновения растений в ротовую полость: поедание содержимого желудка животного, попадание вместе с другими продуктами питания, использование травяной подстилки, использование растений в качестве орудий, даже поедание древесной коры…

Всё же, по мнению исследований, число использовавшихся неандертальцами видов растений было ограниченным. Это может быть связано с тем, что вокруг Чагырской пещеры простиралась степь, не слишком богатая ресурсами. К сожалению, исследование не позволяет выяснить, какую долю в пище неандертальцев занимали растения. Изотопы азота тут не помогут, так как в растительной пище процент белка гораздо меньше, чем в животной. Очевидно только, что чагырские неандертальцы, как и их родственники из Европы и с Ближнего Востока, не были ни строгими хищниками, ни вегетарианцами — не слишком отличаясь в этом от современных людей, у которых белок составляет не более 35—40% получаемых с пищей калорий. Зимой неандертальцы налегали на животную пищу, включавшую мозг, внутренние органы и подкожный жир добычи. Но когда была возможность — собирали злаки, бобы и всё, что могло расти в суровой плейстоценовой степи. А вот рыбу не любили — и очень зря.