Лайк древнейшему художнику

В СМИ появились сообщения о находке древнейшего изображения «хештега». С таким же успехом несколько пересекающихся линий, покрывающих каменный обломок, можно было бы назвать «полем для игры в крестики-нолики» или произведением абстрактного искусства. Но факт, что найден действительно один из древнейших рисунков в мире.

Раскопки в южноафриканской пещере Бломбос, что в 300 км от Кейптауна, ведутся с 1991 года и уже подарили миру много замечательных археологических открытий. Особый интерес представляют отложения среднего каменного века, возраст которых составил от 100 до 72 тыс. лет. В верхних слоях (культура стиллбей), помимо каменных орудий, встречаются костяные проколки и наконечники, бусы из раковин, а также куски охры с вырезанными на них геометрическими орнаментами — таких кусков найдено уже 8. Найдена даже раковина с остатками красителя внутри — видимо, в ней хранился жидкий пигмент. Люди, жившие в пещере почти 100 тыс. лет назад, уже обладали способностью к символизму, а это считается важным элементом поведения современных людей.

Итак, пресловутый «хештег» — силкритовый обломок L13 найден в 2011 году в отложениях возрастом 77—73 тыс. лет. Небольшой фрагмент, менее 4 см в длину, привлёк внимание потому, что на одной из его поверхностей виднеется красноватый «узор»: 6 почти параллельных линий, которые пересекают ещё 3 слегка изогнутые линии. Судя по тому, что рисунок «перетекает» через край грани, его нанесли уже после того, как обломок был отколот от более крупного камня. В то же время то, что линии резко прерываются, говорит о том, что перед нами только фрагмент «пазла»: когда-то и обломок, и рисунок были бóльших размеров. Химический анализ подтвердил, что в красителе много гематита, а значит это охра. Исследователи поэкспериментировали и пришли к выводу, что такие линии остаются при рисовании заострённым охряным мелком. Специалисты даже установили, что большинство линий были прорисованы однократно, но одну — самую толстую — автор прочертил тщательно несколько раз. А сам камень в процессе «творчества» поворачивали. Учёные обратили внимание и на то, что поверхность, на которую нанесён рисунок, была отшлифована, в отличие от других граней камня. На ней обнаружили микроскопические следы гематита. Из этого можно сделать вывод, что камень, от которого откололи этот фрагмент, использовался для измельчения охры. Может и то, что мы принимаем за рисунок — всего лишь следы процесса получения охряного порошка? Известно, что в среднем каменном веке охру использовали в составе клея или, возможно, намазывались ею для защиты от солнца. Но опыты показали, что, нарисовав несколько линий на гладкой поверхности, можно получить менее 1 мг порошка — вряд ли такой результат интересовал древнего обитателя Бломбос. Всё-таки творческая версия правдоподобнее.

В чём ценность находки? Археологам известны «абстрактные» гравировки и гораздо большей древности — можно вспомнить процарапанный на раковине зигзаг из Триниля (Ява) возрастом аж 540 тыс. лет, гравировка на кости из Бильцингслебена (Германия, 370 тыс. лет), царапины на охре в самой пещере Бломбос (около 100 тыс. лет). Недавней сенсацией были датировки рисунков охрой в Испанских пещерах — до 66 тыс. лет, неандертальские художества! И всё же рисунок из Бломбос древнее. Поскольку в этой пещере найдено и изображение на камне, и гравировки на охре, авторы публикации говорят о «сходном графическом дизайне на различных носителях» (знали бы древние жители пещеры, чем они, оказывается, занимались!). А поскольку остатки красителя найдены в раковине возрастом в 100 тыс. лет — не исключено, что уже в такой глубокой древности в южноафриканской пещере творил доисторический художник.

И всё-таки, на хештег совсем не похоже.

Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).