Под островом Маврикий обнаружился затерянный континент

Расположение предполагаемых фрагментов континента Гондвана в Индийском океане. Мавриция обозначена коричневым цветом.

Учёные из Университета Витватерсранда (University of the Witwatersrand) нашли новые доказательства существования «затерянного континента» под островом Маврикий. Они обнаружили минералы, которые могли принадлежать «осколку» древнего суперконтинента Гондвана. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Суперконтинент Гондвана сформировался около 550 миллионов лет назад. Примерно через 400 миллионов лет он начал распадаться. Сначала Гондвана раскололась на западную (Африку, Аравию и Южную Америку) и восточную (Австралию, Антарктиду, Мадагаскар и Индостан) части, затем Восточная Гондвана разделилась на Индигаскар и Австрало-Антарктиду, а между ними стал формироваться Индийский океан. 90—85 миллионов лет назад в стороны разошлись Индостан и Мадагаскар. Некоторые учёные считают, что между Индостаном и Мадагаскаром располагался микроконтинент, который впоследствии затонул, его называют Маврицией (Mauritia).

Гипотетическое расположение Мавриции 90—85 миллионов лет назад.

В 2013 году учёные из Университета Осло (норв. Universitetet i Oslo) нашли в пляжном песке острова Маврикий циркон. Этот минерал встречается, в основном, в гранитах континентальной земной коры, он химически устойчив и хорошо переносит эрозию и метаморфизм. Кроме того циркон содержит уран, поэтому исследователи могут определить его возраст методом уран-свинцового датирования. Анализ показал, что частицам с пляжа от 658 до 1971 млн лет, и учёные пришли к выводу, что такие старые минералы не могли образоваться на Маврикии, а достались ему в наследство от древнего континента, который сейчас покоится под островом. Однако результаты исследования тогда восприняли скептически. Критики утверждали, что минерал мог занести на берег ветер или сами геологи — на шинах автомобилей или подошвах ботинок. Но теперь учёные из Университета Витватерсранда нашли цирконы в вулканических горных породах острова — трахитах. Их возраст составляет 2,5—3 миллиарда лет.

Циркон, найденный африканскими учёными в горных породах острова Маврикий.

«На континентах можно найти породы возрастом до 4 миллиардов лет, но ничего подобного в океанах нет, потому что там формируются новые породы, — объясняет ведущий автор исследования, профессор Льюис Ашвал(Lewis Ashwal). — Маврикий — это остров, здесь нет пород старше 9 миллионов лет». «Тот факт, что мы нашли настолько старые цирконы, доказывает, что под Маврикием находятся ещё более древние материалы, и появиться они могли только из континентальной коры», — добавляет он. Теперь, когда древние минералы нашлись в «сердцевине» острова, оспорить гипотезу о существовании затерянного континента будет не так просто. «То, что мы обнаружили древний циркон в породе (трахите возрастом 6 миллионов лет), совпадает с результатами предыдущего исследования и опровергает предположение о том, что минералы были занесены ветром, волнами или плавающим в океане куском пемзы».

Ашвал предполагает, что по Индийскому океану разбросаны множество кусочков Мавриции разных размеров. «Согласно новым результатам, суперконтинент Гондвана не просто распался на части. От него постепенно откалывались фрагменты континентальной коры разных размеров, которые дрейфовали по молодому бассейну Индийского океана».