Сколько лекарственных растений знают пигмеи?

Мама-пигмей лечит сына от болей в животе.

В мире осталось очень мало народностей, сохранивших уклад охотников и собирателей каменного века. Среди тех, кто пока что успешно сопротивляется попыткам приобщить их к цивилизации — пигмеи Центральной Африки. Благодаря чему они выживают без всех благ западного мира, вдали от супермаркетов и современной цивилизации? Группа специалистов из Великобритании решила узнать, какие лекарственные растения используют пигмеи, и как подобные знания распространяются среди лесных сообществ. Объектом исследования стали пигмеи байака, живущие в лесах Конго.

Поселения байака представляют собой временные лагеря из нескольких хижин, в каждой из которых обитает одна семья. Население лагеря — от 10 до 60 человек. Когда источники пищи истощаются, байака снимаются с места и ищут новую площадку для лагеря. У пигмеев распространена экзогамия: мужчина может взять себе супругу только из другого поселения. При этом пигмеи, как правило, моногамны. Живут эти люди очень изолированно, хотя иногда сотни лесных жителей собираются вместе для неких ритуальных праздников. Лишь изредка байака контактируют с местными фермерами, которым приносят свою добычу и выменивают её на еду, алкоголь и сигареты.

У каждого лагеря байака существуют свои подходы к добыванию пищи и свои специфические традиции. Например, жителей двух лагерей из области Минганга называют «детьми цветов» за их пристрастие к мёду. А обитатели лагеря Ибамба получили прозвище «люди, которые могут летать», из-за неких присущих только им хитрых ритуалов.

Исследование проводилось следующим образом. Сначала учёные опросили 15 взрослых пигмеев (один из которых оказался уважаемым знахарем — «нганга»). Их просили перечислить любые растения, которые байака используют в быту. Но сами по себе названия мало что говорили исследователям. Поэтому учёные попросили байака показать им все названные растения, каждое сфотографировали и сравнили с ботаническими базами данных. Таким образом, получился список из 33 видов растений. Затем жителей 4 лагерей байака (219 человек) по очереди спрашивали, знают ли они эти растения, и как их используют. Полученные сведения учёные занесли в базу данных и выявили пары участников опроса, чьи знания о растениях совпадают.

Большинство растений применяются байака в медицинских целях, однако некоторые травы и деревья помогают пигмеям в отправлении различных ритуалов, а также в добывании пищи. Это, например, яды, используемые при охоте на обезьян или в рыбной ловле, деревья, на которых собирают мёд или вкусных гусениц, кустарники, идущие на материал для корзин, шапок или барабанов.

Любопытен список «ритуальных растений» — среди них есть и приворотное зелье, и травы, приносящие удачу на охоте, и растения, помогающие лучше петь или драться, и снадобья, вызывающие дождь, и даже помогающие поймать лжеца или вора. Пигмейский «детектор лжи» работает следующим образом: если кого-то подозревают в супружеской измене или в краже, то из коры определённого дерева варят зелье, которое нужно закапать подозреваемому в глаза. Зелье считается «выборочно ядовитым»: если человек потеряет зрение — значит, точно, украл (или согрешил как-то по-другому).

У байака существуют сексуальные табу: так, женщине, кормящей грудью, запрёщен секс. Считается, что иначе ребёнок может серьёзно заболеть и даже умереть. Специальное растение призвано защитить ребёнка, если эта норма была нарушена.

Итак, что же показало исследование? Выяснилось, что медицинские знания распространяются преимущественно среди родственников, внутри семей. Вероятность, что близкие родственники (особенно если речь идёт о матери и её детях) используют одинаковые лекарственные растения, оказалась существенно выше, чем для пар, не связанных родством. Даже родственники, живущие в разных лагерях, часто используют сходные растения в одинаковых целях. Учёные убедились, что маленькие байака, чьи матери хорошо знают лекарственные растения, обладают более крепким здоровьем, чем дети, чьи родители, пренебрегают этими знаниями. 24 растения из списка действительно имеют биоактивные свойства.

А вот растения, используемые в ритуалах или при добывании пищи, одинаково известны всем жителям лагеря, вне зависимости от их родственных связей. Очевидно, это связано с тем, что ритуалы, охота или добывание мёда — занятия коллективные, когда всё племя действует сообща.

Исследователи пишут, что пигмеи обучаются, в основном наблюдая и подражая друг другу. Гораздо реже опытные жители лагеря целенаправленно обучают молодых. Авторы статьи лично видели, как бабушки байака занимаются знахарством, а их молодые родственницы наблюдают и перенимают опыт. В статье следует рассказ про африканских обезьян — горилл и шимпанзе, которые тоже обучаются через подражание. «Хотя, конечно, у пигмеев знания об использовании растений несопоставимо сложнее», — резюмируют авторы исследования. По данным учёных, из растений, используемых пигмеями, 8 видов также используются в медицинских целях гориллами, и 6 — шимпанзе. Удивительно, что в наше гипер-политкорректное время авторы статьи, не стесняясь, сравнивают пигмеев с человекообразными обезьянами. Кстати, это не единственная статья последних лет про пигмеев, где присутствуют подобные сравнения. Такое впечатление, что современные этические табу на этот народ почему-то не распространяются.

К статье прилагается видео, на котором группа байака ловит рыбу с помощью яда: ядовитый состав готовят из определённых плодов и высыпают в ручей. В руках «нетронутых цивилизацией жителей леса» мы видим стальные мачете и пластиковые вёдра. Вот такие дети природы.


[TBS_COLLAPSE accordion=’y’]
[TBS_COLLAPSE_GROUP title=»ЛИТЕРАТУРА (кликните, чтобы посмотреть)» open=’n’ color=»green»]

  1. Tracing the path of pygmies’ shared knowledge of medicinal plants https://www.sciencedaily.com/releases/2016/09/160908130558.htm
  2. Salali et al. Knowledge-Sharing Networks in Hunter-Gatherers and the Evolution of Cumulative Culture. Current Biology, 2016 DOI: 10.1016/j.cub.2016.07.015

[/TBS_COLLAPSE_GROUP]
[/TBS_COLLAPSE]


Автор — Александр Соколов.
Александр Соколов :Окончил физико-математическую школу, затем Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «прикладная математика» (с красным дипломом). Научный журналист. Создатель и бессменный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Организатор выставок «10 черепов, которые потрясли мир» (Государственный Биологический музей им. К.А.Тимирязева, Москва), «На пути к человеку: лабиринты превращений» (Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург), «17 черепов и зуб» (передвижная, Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева, Москва). Автор книги «Мифы об эволюции человека» («Альпина-нон-фикшн», 2015). Финалист премии «Просветитель» (2015). Лауреат Беляевской премии (2016).