Существует немало исследований, показывающих, что мозг двуязычных взрослых более активен в областях, связанных с исполнительными функциями, среди которых умение решать проблемы, переключать внимание и другие желательные свойства ума. В работе, проведённой в Институте обучения и наук о мозге (Institute for Learning & Brain Sciences, I-LABS) Вашингтонского Университета, показано, что различия между мозгом двуязычных и одноязычных людей проявляются очень рано — в возрасте 11 месяцев, ещё до того, как ребёнок начинает говорить.
«Наши результаты показывают, что, даже прежде чем они начинают говорить, дети, растущие в двуязычных семьях, сталкиваются на практике с задачами, связанными с исполнительными функциями, — рассказывает Ная Ферьян Рамирес (Naja Ferjan Ramírez), ведущий автор исследования, научный сотрудник I-LABS. — Это говорит о том, что двуязычие способствует не только развитию речи, но и умственному развитию в более общем плане».
Исследование также свидетельствует, что мозг детей из двуязычных семей, в отличие от их сверстников из одноязычных, дольше остаётся восприимчивым к звучанию нового языка.
«Одноязычные дети показывают сужение в их возможности восприятия звуков в возрасте около 11 месяцев — они больше не распознают иноязычные звуки, в возрасте до 6 месяцев успешно распознаваемые», — говорит соавтор работы Патрисия Кул (Patricia Kuhl), содиректор I-LABS.
«А младенцы, растущие в условиях, когда рядом звучат два языка, кажется, остаются «открытыми» для звуков новых языков дольше, чем их одноязычные сверстники, что улучшает работу их мозга и делает её более адаптивной», — добавляет она.
Исследователи использовали магнитоэнцефалографию (МЭГ), фиксирующую изменения магнитного поля активных нервных клеток. В отличие от других методов исследования мозга, МЭГ позволяет точно определить продолжительность и место активности в мозге.
Это исследование — первое, в котором использовалась магнитоэнцефалография всего мозга для сравнительного анализа паттернов активности в ответ на звуки речи у детей, растущих в одноязычных и двуязычных семьях.
В ходе эксперимента шестнадцать 11-месячных детей — восемь из семей, в которых говорят на английском, и восемь из семей, говорящих и на английском, и на испанском, — сидели в стульчике для кормления под МЭГ-сканером и в течение 18 минут слушали поток речи, состоящий из звуков, специфических как для английского, так и для испанского языка.
Вот так проходил эксперимент:
Учёные сравнили реакцию мозга одноязычных и двуязычных детей на звуки языков. Наиболее наглядное различие наблюдается в двух областях мозга, связанных с исполнительными функциями: префронтальной коре и орбитофронтальной коре. В этих областях, мозг двуязычных малышей сильнее реагировал на звуки речи, по сравнению с детьми, растущими в одноязычной среде.
Результаты совпадают с выводами исследований мозга двуязычных и одноязычных взрослых, отметила Рамирес. Билингвам необходимо уметь переключаться между языками, что вынуждает их регулярно практиковать и улучшать навыки исполнительных функций. Такая практика даёт импульс развитию последних. Интересно, что изучение сразу двух языков не вредит качеству и скорости обучения. «У 11-месячного ребёнка мозг учится любому языку или нескольким языкам, звучащим рядом, и одинаково готов к обучению двум языкам, как и одному, — утверждает Рамирес. — Наши результаты углубляют понимание того, что очень маленькие дети не только способны учить несколько языков, но раннее детство — это оптимальное время для начала их изучения».