Учёные: Балканы и Анатолия были материком?

Десятки миллионов лет назад современные Балканы и Анатолия вместе составляли отдельный континент между Европой и Азией. Именно по нему несколько позже азиатские млекопитающие шли «колонизировать» Восточную Европу. По крайней мере, именно такая последовательность событий видится возможной международной команде учёных, которая назвала вероятный древний материк Балканатолией (Balkanatolia).

50 млн лет назад Балканатолия представляла собой изолированный континент, где сформировалась уникальная фауна, не похожая на животных, населявших тогда Европу и Азию. Однако понижение уровня моря и тектонические сдвиги привели к тому, что 40—34 млн лет назад Балканатолия превратилась в сухопутный «мост». Это позволило азиатским млекопитающим, включая грызунов и древних копытных, вторгнуться в Балканатолию и двинуться дальше — в Европу. Такой южный маршрут был предпочтительней, чем через высокие широты, с их более холодными и сухими степями.

Одно из подтверждений открытия — находки костей ископаемых млекопитающих, таких как челюсть предка носорога возрастом 35—38 млн лет, на территории Анатолии. Вероятно, это древнейшее копытное в данном регионе — часть большого потока мигрировавших животных. Впрочем, учёные пишут, что полную картину миграций и древнего биоразнообразия в Балканском регионе ещё предстоит «нарисовать».