Группа исследователей под руководством профессора Мохамеда Ламканфи (Mohamed Lamkanfi) из Фламандского института биотехнологии (нидерл. Vlaams Instituut voor Biotechnologie) и Гентского университета (нидерл. Universiteit Gent) продемонстрировала на мышиной модели, что белок NLRP2 играет важную роль в раннем эмбриогенезе, процессе дробления эмбриона, идущем до прикрепления к стенке матки. Было также показано, что значимость белка NLRP2 растёт по мере увеличения возраста матери. Поскольку сходный белок присутствует у людей, сделанные наблюдения могут помочь в изучении бесплодия и разработке новых способов лечения. Результаты работы были опубликованы в издании Journal of Experimental Medicine.
Приблизительно одна из шести пар испытывает сложности с рождением ребёнка. Возраст матери считается одним из важнейших факторов, обусловливающих необходимость использования ЭКО и других вспомогательных репродуктивных технологий.
Хотя роль гормонов в развитии эмбриона хорошо изучена, о механизмах, лежащих в основе раннего эмбриогенеза, известно мало. Исследование, проведённое профессором Ламканфи и его коллегами, помогает лучше понять связанные с возрастом факторы, оказывающие влияние на развитие эмбриона.
До начала работы учёные полагали, что белок NLRP2 участвует в функционировании иммунной системы, поскольку похожие белки играют ключевую роль в борьбе с инфекциями и в развитии воспаления. Ожидая соответствующих результатов, группа разработала дизайн исследования, однако никакой связи между белком NLRP2 и иммунитетом обнаружено не было. Профессор Ламканфи пояснил: «Вопреки ожиданиям, мы не смогли установить никакой роли, которую белок NLRP2 играл бы в формировании иммунного ответа или воспаления. В результате мы перенаправили свои усилия на изучение репродуктивной функции, поскольку обнаружили, что этот белок вырабатывается яйцеклетками и играет критически важную роль в поддержании их качества на протяжении жизни».
В исследовании, проведённом на мышах, утверждается, что мутации в гене, ответственном за выработку белка NLRP2, приводят к ранней менопаузе и другим проблемам, связанным с патологическим снижением женской фертильности.
Оплодотворённые яйцеклетки мышей возраста 22—25 недель с врождённым дефицитом белка NLRP2 достигали стадии бластулы менее чем в 10% случаев, в то время как у обычных мышей того же возраста стадии бластулы достигали 80% яйцеклеток. В ходе исследования in vivo оказалось, что молодые (9—15 недель) мыши с дефицитом белка NLRP2 размножаются примерно так же, как обычные, но по мере старения фертильность у них снижалась быстрее.
Учёные предполагают, что с возрастом белок NLRP2 начинает в большей степени влиять на репродуктивную функцию. Профессор Ламканфи отметил: «Одновременно с нашим исследованием была проведена небольшая работа на людях. В том исследовании были отмечены случаи, позволяющие предположить, что мутации в аналогичном гене у людей могут быть связаны с повышенной вероятностью нарушения репродуктивной функции. Наши наблюдения также подтверждают, что этот белок играет важную роль в работе репродуктивной системы».
У людей синтезируется сходный белок, называющийся NLRP7. Мутации в гене, ответственном за синтез этого белка, обнаруживаются у 60% людей, в семьях которых встречались случаи пузырного заноса, состояния, когда оплодотворённая яйцеклетка прикрепляется к стенке матки, но не развивается в нормальный эмбрион.