Отпечатки человеческих ладоней, сделанные с помощью краски ещё в верхнем палеолите, есть на стенах многих европейских пещер. Исследователи выяснили, что авторами таких отпечатков в пещерах Испании часто были дети и даже младенцы.
Изучать древних детей — сложное занятие, по очевидной причине: хрупкие, тонкие детские косточки быстро разрушаются, и шанс наткнуться на скелет ребёнка возрастом в тысячи лет существенно ниже, чем найти кости матерого взрослого кроманьонца. Каждая находка детского захоронения каменного века — событие. Есть, правда, и другие источники информации — например, древние игрушки (ну или находки, на них похожие), а также следы детских ручек и ножек. В прошлом году я писал о замечательной находке — отпечатках ладошек и стоп, найденных на Тибетском плато, на высоте 4000 м. Следы явно оставлены детьми, а возраст их — около 200 тысяч лет! Причем авторы исследования усматривают в этом наборе отпечатков некую творческую составляющую. Следы оставили намеренно… потому что это красиво.
Теперь тему детского творчества продолжают исследователи древних отпечатков рук в европейских пещерах. 90% таких следов выполнены в виде трафарета: рука прикладывалась к стене, а затем пигмент, набранный в рот, «выплевывался» вокруг неё с помощью полого стебля или кости. Пещер с изображениями ладошек в Европе известно 56, в основном во Франции и в Испании, а самих отпечатков — почти 800. И уже давно специалисты обращали внимание, что некоторые из отпечатков, судя по размерам, оставлены кем-то невзрослым.
Теперь археологи решили оценить возраст людей, «наследивших» в испанских пещерах, с помощью надёжных статистических методов. Пытаться определять, мальчики это были или девочки, не стали — методики определения пола по соотношению длин пальцев существуют, но они не слишком надёжны.
Подобные исследования проводились и раньше, но страдали неточностью: например, измерения проводились по обычным фотографиям изображений. Это значит, в частности, что никак не учитывалась неровность поверхности, так что погрешность могла быть велика.
Авторы новой публикации в Journal of Archaeological Science подошли к исследованию капитально. Для анализа выбрали пять испанских пещер: Эль-Кастильо, Мальтравьесо, Фуэнте-дель-Салин, Фуэнте-дель-Тручо и Ла Гарма. Эти памятники отобраны из-за большого числа отпечатков рук хорошей сохранности, возрастом в среднем около 20 тыс. лет. К радости исследователей, теперь существуют базы данных, в которых такие изображения хранятся в виде 3D-моделей. Файлы для исследования предоставил проект Handpas. В итоге было проанализировано 180 древних отпечатков рук.
Но чтобы определить возраст авторов отпечатков, требовалась статистика, собранная на современных людях. При этом учёные исходили из резонного предположения, что у людей верхнего палеолита размер ладоней с возрастом менялся примерно так же, как и у нас. Итак, исследователи отсканировали руки 545 современных испанцев разного возраста, получив 3D-модели высокого разрешения.
Для оценки возраста использовалось 12 измерений: длина и ширина ладони, а также длина и ширина всех пальцев.
Чтобы измерения были корректными, требовалось выяснить, насколько сильно размер отпечатка на стене пещеры может отличаться от размеров оставившей его руки. С этой целью проводился такой эксперимент: 20 испытуемых оставляли трафареты рук на настоящей каменной поверхности, по 10 отпечатков на каждого индивида, распыляя пигмент под разными углами. Соотнеся измерения получившихся трафаретов и рук, исследователи вычислили «средний индекс деформации» — поправки, которые нужно вносить в длину и ширину кисти, а также в размеры пальцев. Как сказала в интервью ведущий автор исследования Вероника Фернандес-Наварро (Verónica Fernández-Navarro), «от реальной руки до руки на стене всегда есть погрешность в несколько сантиметров, потому что силуэт получается больше».
На современной выборке исследователи проверили, насколько надёжно размеры рук позволяют оценивать возраст человека, и убедились, что методика даёт результаты с хорошей точностью.
После этого методику применили к древним отпечаткам и получили потрясающий результат.
Хотя большинство изображений, по-видимому, оставлены взрослыми, в пещерах оказалось неожиданно много детских следов. Особенно многочисленны такие отпечатки в пещере Фуэнте-дель-Салин, где до 27% ладошек оценены как детские (3—9 лет) и до 9% — вообще как младенческие. В пещере Ла Гарма также немало крошечных ладошек — 9,5% — оцениваются как оставленные младенцами. При этом едва ли сами младенцы наносили краску с помощью тростинки. Скорее всего, им помогали взрослые.
В пещере Кастильо, напротив, детских отпечатков очень немного, подавляющее большинство следов оставили взрослые.
Как интерпретировать такие результаты? Очевидно, что дети принимали какое-то участие в жизни верхнепалеолитического общества. Теперь мы точно знаем, что это касалось и изобразительной деятельности древних людей, создания произведений наскального искусства. Ура-ура, творчеством занимались не только взрослые мужчины (кто бы сомневался?), но даже младенцы. Интересно, с какой целью? Возможно, пишут авторы, одним из мотивов было сплочение семейной группы.
И важная деталь: когда мы сталкиваемся с некими следами (допустим, с отпечатками пальцев на каком-нибудь орудии), нам сложно установить, какую функцию выполнял человек, оставивший след. Быть может, его участие было случайным? Но в случае трафаретов ладоней в пещерах мы можем быть уверены, что изображения нанесены на стену намеренно: их оставил не случайный прохожий, а активный участник процесса.
По словам Фернандес-Наварро, сейчас она проводит новое исследование во Франции, стараясь выяснить, не представляли ли собой отпечатки рук некую форму «невербального языка». «В некоторых пещерах обнаружены комбинации отпечатков, на некоторых отпечатавшихся руках отсутствовали или были подогнуты пальцы, а их положения повторялись определённым образом». Быть может, речь идёт о некоем «коде», который понимали древние люди? Удастся ли учёным расшифровать его?