Астрономы предложили искать быстрые радиовсплески с помощью мобильных телефонов

Там, где сейчас учёные используют огромные радиотелескопы, можно было бы обойтись мобильными телефонами. Тысячами мобильных телефонов.

Учёные из Гарвардского (Harvard University) и Тель-Авивского (ивр. אוניברסיטת תל אביב‏‎) университетов предложили регистрировать загадочные астрономические явления — быстрые радиовсплески — с помощью мобильных телефонов и дешёвых портативных радиоприёмников. Свои соображения астрономы изложили в статье, которая доступна в репозитории arXiv. Её также приняли к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Быстрые радиовсплески (Fast Radio Bursts, FRB) — это единичные радиоимпульсы длительностью несколько миллисекунд, происхождение их неизвестно. За последние десять лет радиотелескопы зарегистрировали меньше двадцати подобных событий. Учёным удалось достоверно определить источник только одного всплеска — FRB 121102 зародился в далёкой-далёкой галактике, за 3 миллиарда световых лет от нас.

Источник быстрого радиовсплеска FRB 121102.

Остальные FRB тоже приходили из других миров, но астрономы предполагают, что время от времени быстрые радиовсплески могут возникнуть и в нашей родной галактике Млечный путь. Если это случится, сигнал будет достаточно «громким», чтобы его можно было зарегистрировать глобальной сетью мобильных телефонов или миниатюрных радиоприёмников. «Поиск близких к нам быстрых радиовсплесков даст гражданам возможность помочь астрономам. Вместе они смогут обнаружить и изучить самый новый вид нашего галактического зоопарка», — говорит один из авторов исследования, физик-теоретик Ави Лоэб (Avi Loeb).

Ранее FRB регистрировали на радиочастотах, которые обыкновенно используют сотовые телефоны, Wi-Fi роутеры и подобные им устройства. Обычные люди здорово помогли бы учёным в поисках новых: к примеру, они могли бы загрузить специальное приложение, которое работало бы в фоновом режиме, мониторило нужные частоты и отсылало данные в центр обработки информации. «Если бы FBR появился в Млечном пути — фактически, у нас на заднем дворе — он бы прокатился по всей планете сразу. Если тысячи мобильных телефонов зарегистрируют радиосигнал практически в одно и то же время, это будет хорошим признаком того, что мы обнаружили настоящий радиовсплеск», — объясняет ведущий автор исследования Дан Маоз (Dan Maoz).

Поиски FBR в нашей галактике заняли бы некоторое время. Опираясь на данные о нескольких далёких радиовсплесках, Маоз и Лоэб рассчитали, что FRB могут появляться в пределах Млечного пути раз в 30—1500 лет. Однако, учитывая то, что некоторые быстрые радиовсплески могут «жить», нерегулярно повторяясь (например, FRB 121102), один из них вполне может быть активен и в нашей галактике. Если так, регистрировать его можно будут каждый год, а то и чаще.

Ещё проще было бы искать всплески с помощью сети специальных детекторов. Учёные предложили создать дешёвые радиоприёмники, ценой всего в 10 долларов (около 600 рублей), которые подключались бы через USB-порт к ноутбуку или компьютеру. Если разбросать по миру тысячи таких девайсов и не забыть про районы, в которых почти нет радиопомех, обнаружение FRB будет только вопросом времени, говорят учёные.