Гипотеза: помогать друг другу нас заставляют бактерии

Кто знает, может, помогая другим, ты передаёшь им «микробы альтруизма»?

Почему люди готовы бескорыстно помогать другим и даже приносить в жертву собственное благополучие? Учёные объясняют возникновение альтруизма по-разному. Одни говорят, что на самом деле Homo Sapiens всегда просчитывают потенциальные выгоды, другие — что способные на заботу имеют больше шансов передать свои гены потомкам. Исследователи из Тель-Авивского университета (ивр. ‏אוניברסיטת תל אביב‏) выдвинули интересную гипотезу: главную роль в развитии альтруистичного поведения могли сыграть микробы. Свои соображения они изложили в журнале Nature Communications.

Широко известны три основных теории возникновения альтруизма. Теория родственного отбора говорит, что проявляя заботу о потомках, люди эгоистично спасают собственные гены. Нет альтруизма — детёныши погибают — гены передать не удаётся. Тот же принцип работает для других родичей, например братьев и сестёр. Теория социального обмена подразумевает, что люди склонны просчитывать выгоды и помогают с расчётом на ответную помощь когда-нибудь в будущем. А согласно теории группового отбора, всё дело в том, что группы, члены которых могут пожертвовать собой ради общего блага, имеют больше шансов на выживание.

Все эти гипотезы ставят во главу угла человека или его гены. На этот раз исследователи попробовали посмотреть на вопрос с другой стороны. «Я думаю, что самый важный аспект этой работы в том, что она переносит фокус с животных (людей), которые совершают акт альтруизма, на микробов, живущих в их организме», — говорит один из авторов исследования Лилах Хадани (Lilach Hadany). Учёным уже известны случаи, когда микроорганизмы влияли на поведение хозяев. Например, вирус бешенства делает носителей агрессивными, а некоторые плазмиды заставляют бактерии производить нужные им вещества.

В статье исследователи описали гипотетическую разновидность микробов, которые передаются от одной особи к другой при близком физическом контакте. Микроорганизмы вынуждают хозяев помогать другим, потому что это повышает их собственные шансы на выживание. Микробы передаются горизонтально (между людьми) и вертикально (от родителя к ребёнку) и таким образом быстро распространяются в популяции — это-то и приводит в итоге к появлению альтруизма.

Чтобы показать, как идея сработает на практике, учёные создали компьютерную модель. Она описывает популяцию бесполых существ, в организме которых живёт один из двух видов микробов — альфа или бета. Микробы альфа заставляют хозяев помогать другим, а бета никак не поведение не влияют. Каждая особь с одинаковой вероятностью может вступить в контакт с любой другой, но только один раз. Иногда она передаёт другому существу альфа или бета-микробов. После этого особь размножается, а микроорганизмы передаются потомкам. Альтруисты в процессе «общения» приносят другому «выгоду», а сами платят некоторую «цену». Взаимодействие между хозяевами разных видов микробов учёные описали с помощью матрицы выплат, аналогичной «дилемме заключённого»:

Вступая в контакт с себе подобными, обладатели альфа-микробов и платят «цену», и получают выгоду. Вступая в контакт с эгоистичными бета-микробами — только теряют. Вступая в контакт с альфой, бета выигрывает, а встречаясь с другой бетой — ничего не теряет и не приобретает.
α β
α выгода−цена −цена
β выгода 0

Исследователи начали менять параметры модели и экспериментировать. Сначала они воспроизвели «идеальные» для альфа-микробов условия, в которых микроорганизмы передаются потомкам в 100% случаев. Затем снизили эту вероятность — теперь детёныши могли случайным образом получить микробы из популяции. В другой раз существ вдобавок наделили генами, которые вызывали альтруистичное поведение или никак на него не влияли. Кроме того, ситуация, при которой каждый может пообщаться с каждым, не очень реалистична, поэтому в одном из экспериментов биологи учли пространственное распределение особей. Они могли контактировать только с соседями, а после завершения всех взаимодействий размножались.

Результаты экспериментов показали, что альфа-микробы распространяются в популяции и «несут добро» в любой ситуации, даже если сначала их очень мало (не более 5%). Сопоставляя «генетический» и «микробный» альтруизм, исследователи обнаружили, что гены «расходятся» среди населения гораздо хуже. Причём микроорганизмам это не мешало — они продолжали заражать всё больше особей. Всё дело в том, что, в отличие от микробов, гены не могут передаваться горизонтально. Иногда генам удавалось закрепиться в популяции, но микроорганизмам сделать это было гораздо проще.

Исследователи считают, что их теория может объяснить некоторые нерациональные, на первый взгляд, акты альтруизма. Например, сотрудничество особей разных видов и тот факт, что некоторые животные заботятся о чужих детёнышах. В ситуации, которую описали учёные, альтруизм может выжить даже тогда, когда существа встречаются только один раз или не узнают друг друга. Согласно теории социального обмена альтруизм без узнавания и периодического общения просто не смог бы развиться.

Эта интересная и неоднозначная гипотеза не только отвечает на существующие вопросы, но и вызывает новые. Если предположить, что она верна, как на поведение человека могут повлиять антибиотики или молочные продукты? Может ли у человека развиться устойчивость к бактериям альтруизма? Как альфа-микробы взаимодействуют с остальными микроорганизмами? «Наши теоретические прогнозы нуждаются в экспериментальном подтверждении», — признают авторы статьи. Кто знает, может быть однажды выяснится, что религиозные ритуалы действительно появились благодаря паразитическим микроорганизмам.