Редкие углеводы помогают контролировать уровень глюкозы крови

Употребление продуктов с высоким содержанием сахарозы увеличивает риск ожирения и диабета 2 типа, поэтому поиски здоровой альтернативы обычному сахару продолжаются.

Предварительные исследования на животных продемонстрировали, что аллюлоза (псикоза) и другие низкокалорийные углеводы, редко встречающиеся в овощах и фруктах, могут помочь в регуляции уровня глюкозы крови. Результаты этой работы опубликованы в издании Journal of Agricultural and Food Chemistry.

Если в перечне ингредиентов какого-либо продукта или напитка встречается сахар, скорее всего имеется в виду сахароза. Производители много лет назад научились добывать этот углевод в больших количествах из сахарного тростника и других растений. Аллюлоза и другие редкие углеводы лишь на 30% уступают сахарозе по сладости. Однако их содержание в овощах и фруктах невелико. Недавно исследователям удалось разработать промышленный способ получения больших количеств аллюлозы из кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы, жидкости, в которой глюкоза и фруктоза присутствуют приблизительно в равных количествах.

В ряде исследований было отмечено, что аллюлоза может помочь тем, кто хотел бы контролировать свой вес и уровень глюкозы крови. Однако до сих пор было не вполне ясно, чем именно обусловлен этот эффект. Группа учёных под руководством Томоя Синтани (Tomoya Shintani) из отдела разработки и исследований японской фирмы Matsutani Chemical Industry Co (яп. 松谷化学工業株式会社) подтвердила имеющиеся данные и приблизилась к пониманию механизма влияния аллюлозы (и, возможно, других редких углеводов) на концентрацию глюкозы в крови.

В ходе работы учёные распределили подопытных крыс по трём группам. В первой животные на протяжении 10 недель получали обычную воду без каких-либо добавок. Во второй группе крысы пили воду с добавлением кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы. Активное потребление этого сиропа связывают с повышенным риском развития сахарного диабета 2 типа и ожирения. И, наконец, крысам из третьей группы учёные давали воду с сиропом, содержавшим, помимо сахарозы и фруктозы, редкие углеводы, в том числе, аллюлозу. Оказалось, что при добавлении такого сиропа в воду вес животных растёт медленнее, чем при добавлении обычного кукурузного сиропа. У крыс из третьей группы также было зарегистрировано сравнительно меньшее количество абдоминального жира и более низкие концентрации глюкозы и инсулина в крови.

Исследователи отметили, что на фоне получения сиропа с редкими углеводами клетки печени животных начали вырабатывать больше глюкокиназы, чем клетки печени крыс, пивших обычную воду. Глюкокиназа — это фермент, способствующий снижению уровня глюкозы в крови, так как под его воздействием присутствующая в организме глюкоза превращается в гликоген.

Редкие углеводы требуют дополнительного изучения. Но они, как следует из результатов новой работы, могут стать хорошей альтернативой обычному сахару, кукурузному сиропу и другим подсластителям, широко использующимся в настоящее время.