B-лимфоциты могут играть роль в предотвращении рака груди

Доброкачественные заболевания груди в некоторых случаях переходят в онкологические, а в некоторых — нет. Исследователи решили выяснить, почему так происходит.

Учёным впервые удалось обнаружить связь между количеством различных клеток иммунной системы, присутствующих в тканях груди, и риском дальнейшего возникновения рака молочной железы (РМЖ). Исследователи из клиники Майо (Mayo Clinic) полагают, что сделанное ими открытие проливает свет на роль иммунитета в развитии ранних стадий опухоли.

Результаты работы опубликованы в издании Clinical Cancer Research.

Первый автор исследования, доктор Эми Дегним (Amy Degnim) — хирург, специализирующийся на хирургии груди и изучении ранних предраковых изменений её тканей. Доктор Дегним полагает, что — судя по результатам новой работы — для профилактики РМЖ может с успехом использоваться подход, предполагающий работу с иммунной системой, например, вакцинация.

РМЖ — один из самых распространённых видов рака. Болеют им и мужчины, и женщины. Однако у мужчин он встречается достаточно редко. Что же касается женщин, то, по разным данным, риск развития РМЖ в течение жизни у них составляет примерно 1:8—1:12.

Исследование проводилось по модели «случай-контроль». Доктор Дегним и её коллеги оценили количество различных видов иммунных клеток в образцах тканей молочной железы. При этом использовались как образцы, полученные у здоровых доноров, так и ткани, забранные у пациенток с доброкачественными заболеваниями груди.

К последним относятся, например, кисты или очаги фиброза. При осмотре они могут восприниматься как уплотнения или утолщения. Иногда появление доброкачественных новообразований не сопровождается никакими симптомами, и обнаружить их можно только в ходе маммографии. Иногда, однако, проявления этих заболеваний могут быть схожи с симптомами РМЖ, что затрудняет диагностику.

В отличие от рака груди, доброкачественные изменения не угрожают жизни. Однако некоторые из них связаны с повышением риска развития РМЖ. И РМЖ действительно развился у части добровольцев, сдавших образцы тканей ещё тогда, когда новообразования носили доброкачественных характер.

Всего исследователи собрали 94 «набора», в каждый из которых входил образец здоровой ткани, образец ткани с доброкачественными изменениями, полученной от донора, у которого впоследствии был обнаружен РМЖ, и образец ткани донора, у которого изменения присутствовали, но рак не развился. «Наборы» формировались в соответствии с возрастом доноров тканей.

Проведённый анализ показал, что соотношение видов иммунных клеток в образцах различных типов менялось. Например, у пациентов с доброкачественными изменениями в больших количествах присутствовали дендритные клетки и макрофаги. Эти клетки работают сообща, участвуя в формировании иммунного ответа.

Исследователи также отметили, что в образцах тканей доноров, у которых впоследствии развился рак, присутствовало меньше B-лимфоцитов, клеток, вырабатывающих антитела. По мнению авторов работы, этот факт может указывать на то, что B-клетки играют важную роль в предотвращении развития рака. Кроме того, уровень B-лимфоцитов, вероятно, можно рассматривать как биомаркер, указывающий на риск появления РМЖ.