Как работает высокопротеиновая диета? Новое исследование отвечает на этот вопрос

Преобладание в диете пищи, богатой белком, помогает снизить вес и избавиться от ожирения. Как именно это работает? Учёные выясняют.

В ряде работ было продемонстрировано, что питание с высоким содержанием белков помогает снизить вес. Сейчас учёным удалось пролить свет на механизмы, обеспечивающие этот эффект, что может открыть путь к новым стратегиям профилактики и лечения ожирения.

В новом пилотном исследовании учёным из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) удалось определить, как фенилаланин, аминокислота, образующаяся в результате расщепления белков, повышает уровень гормона, говорящего нам, что мы сыты. Что и приводит к уменьшению потребления пищи.

Руководитель исследования Мариан Нортон (Mariana Norton) представит результаты работы на ежегодной встрече Общества эндокринологов, которая состоится в Лондоне на этой неделе.

Предыдущие работы демонстрировали, что диета с высоким содержанием белков (необходимых питательных веществ, присутствующих в молоке, яйцах, рыбе, морепродуктах и мясе, в т. ч. мясе птицы) способствует снижению веса за счёт уменьшения аппетита.

Согласно данным, полученным учёными под руководством Нортон, придерживаться высокопротеиновой диеты может быть непросто. Однако механизмы, благодаря которым белки снижают аппетит, могут быть использованы для разработки более удобных стратегий борьбы с лишним весом.

Как фенилаланин помогает снизить вес

Для работы исследователи использовали грызунов, на которых и был проведён ряд экспериментов, в том числе — посвящённых изучению фенилаланина.

Фенилаланин — ароматическая аминокислота, получаемая организмом из богатой белком пищи в кишечнике при помощи ферментов.

Сначала учёные дали дозу фенилаланина 10 крысам и мышам и сравнили их с животными, не получившими это вещество.

Оказалось, что у животных, получивших фенилаланин, повышен уровень гормона GLP-1, подавляющего аппетит, и снижен уровень гормона грелина, вызывающего чувство голода.

Наблюдение также показало, что приём фенилаланина уменьшал объём пищи, потребляемой грызунами, и ускорял процесс снижения веса. Животные, получившие это вещество, больше двигались, что также могло способствовать уменьшению массы тела.

Затем исследователи начали использовать фенилаланин регулярно, на протяжении 7 дней. Вещество получали мыши с ожирением, вызванным специальной диетой. В отличие от мышей из контрольной группы, животные, получавшие фенилаланин, снизили свой вес.

Фенилаланин активирует рецептор CaSR, тем самым снижая аппетит

В заключительном эксперименте учёные решили более подробно изучить механизмы воздействия фенилаланина на гормоны GLP-1 и грелин.

Добавив фенилаланин к культуре клеток кишечника в чашке Петри, исследователи обнаружили, что это вещество воздействует на чувствительный к кальцию рецептор CaSR. Который, в свою очередь, повышает уровень гормона GLP-1 и снижает уровень грелина.

В США ожирение стало серьёзной угрозой здоровью общества. 2 из 3 взрослых и 1 из 6 детей и подростков страдают ожирением, что, в свою очередь, помещает их в группу риска развития сахарного диабета, болезней сердца и некоторых видов рака. В России, по некоторым данным, ожирением страдает каждый пятый.

По мнению учёных, работавших под руководством Нортон, результаты нового исследования помогут создать необходимые сейчас подходы для борьбы с эпидемией ожирения.

«В нашей работе впервые было показано, что активация рецептора CaSR может снизить аппетит. Она продемонстрировала возможность использования фенилаланина или других молекул — из пищи или лекарств, — которые воздействовали бы на этот рецептор и избавляли от ожирения или препятствовали его развитию», — говорит Мариан Нортон.

Исследователи отметили, что для определения точных механизмов воздействия фенилаланина на аппетит требуются дополнительные исследования. Также необходимо изучить, подавляет ли фенилаланин аппетит не только у грызунов, но и у людей.