«Разваривание» варёных яиц

Яйцо
Исследовательская группа профессора Грегори Вайса сделала то, что долгое время считалось невозможным: обратила вспять процесс денатурации белка.

До сих пор считалось, что денатурация белков, происходящая при варке яиц — необратимый процесс. Но исследователи из США (Калифорнийский университет в Ирвине) и Австралии придумали, как «разварить» белок яйца обратно. Эксперимент, статья о котором опубликована в журнале ChemBioChem, открывает новые возможности для медицины, пищевой и биотехнологической промышленности.

«Да, мы изобрели способ «разварить» куриное яйцо, — говорит Грегори Вайс (Gregory Weiss), профессор химии и молекулярной биологии и биохимии Калифорнийского университета. — В нашей статье мы описываем устройство для «распутывания» «запутанных» белков, после чего они могут восстановить свою структуру. Мы начинаем с того, что кипятим яйца в течение 20 минут при 90 градусах Цельсия, а затем возвращаем ключевой белок в яйце в первоначальное состояние».

Как и многие исследователи, Вайс занимался разработкой методов эффективного производства и переработки ценных низкомолекулярных белков, имеющих широкий спектр применения. В процессе работы белки часто «складывались» в структурно неправильную форму, что делало их бесполезными.

«Мы не особо заинтересованы в переработке варёных яиц, но наш опыт наглядно показывает, насколько важен этот процесс, — продолжает Вайс.  — Это реальная проблема, белки часто загустевают и если вы проводите слишком много времени, отмывая ваши пробирки, то вы хотите, чтобы существовали способы восстановления этого материала».

Методы восстановления структуры белка в лабораторных условиях существуют, но являются дорогостоящими и трудоёмкими: это процесс, основанный на диализе, он занимает несколько дней.

«Новый процесс занимает минуты, — отмечает Вайс. — В тысячи раз быстрее».

Для возвращения белку — лизоциму, пострадавшему при варке яйца, — исходной формы, его обработали гидроксикарбамидом, чтобы он снова стал жидким. Но это лишь начало процесса — на молекулярном уровне белок всё ещё представляет собой комки неправильной формы. Далее используется особый мощный аппарат (изобретение учёных из Австралии), создающий в жидкости завихрения, которые и заставляют белок «распутаться», после чего он принимает правильную форму.

Перспективы у изобретения большие. В частности, оно позволит увеличить производство и снизить стоимость антител, используемых для лечения раковых заболеваний.