Вакцина от рака молочной железы

William Gillanders.
Уильям Джилландерс (William Gillanders), автор публикации в журнале Clinical Cancer Research, в которой сообщается о результатах первой фазы клинических испытаний новой вакцины от рака молочной железы.

В мире ежегодно фиксируется около 1 250 000 новых случаев рака груди, из них 300 000 приходится на США, в России диагностируется 54 000 случаев опасной болезни. Рак молочной железы является причиной 40 000 смертей в год только в США. Смертность имеет тенденцию к снижению в последние нескольких лет благодаря раннему выявлению болезни и активному лечению. Но новая вакцина снизит смертность ещё больше.

Вакцина от рака молочной железы существует. В настоящее время завершена первая фаза её клинических испытаний. На этом этапе исследований проверяют безопасность использования препарата. Безвредность вакцины проверена на 14 пациентах с метастазированным раком молочной железы. Кроме того, получены свидетельства тому, что лекарство стимулирует иммунную систему и замедляет развитие болезни.

Вакцина работает, указывая иммунным клеткам цель — белок mammaglobin-A, который известен как биомаркер рака груди уже почти два десятилетия. Функция этого белка изучена плохо, он относится к суперсемейству белков, ответственных за клеточную сигнализацию и иммунный ответ. После получения вакцины иммунная система убивает клетки, экспрессирующие mammaglobin-A.

К сожалению, вакцина не универсальна. Не все опухолевые клетки выделяют целевой белок, этот процесс фиксируется в 40—80% случаев заболевания. В эту группу входили и те 14 пациентов, которые участвовали в клинических испытаниях. Таким образом, тем 20—60% больных раком молочной железы, у которых не наблюдается аномального количества белка, вакцина не поможет.

Исследование было сосредоточено на получении информации о безопасности вакцины, и его результаты внушают оптимизм: зафиксировано только восемь незначительных побочных эффектов, в том числе гриппоподобные симптомы, болезненность в месте инъекции и сыпь.

В дополнение к свидетельствам о безопасности вакцины, исследователи зафиксировали первые признаки того, что она эффективна: через год после её получения у семи из четырнадцати участников заболевание не прогрессировало. Это является статистически значимым результатом, так как обычно болезнь не прогрессирует лишь у одной пятой заболевших. Для подтверждения эффективности вакцины необходимо продолжение клинических испытаний. Исследователи полагают, что вакцина будет более эффективна на более ранних стадиях развития рака, когда иммунная система человека сильнее.