Открыто сразу пять новых изотопов тяжёлых элементов

Сайт Ливерморской национальной лаборатории имени Эрнеста Лоуренса сообщил о синтезе пяти ядер новых изотопов. Международная группа физиков получила неизвестные ранее изотопы четырёх тяжёлых элементов: по одному для урана, нептуния и берклия, а также два изотопа америция. Открытые изотопы обладают меньшим числом нейтронов, чем уже известные изотопы соответствующих элементов, и потому имеют меньшие массы.

Выполненная научная работа интересна не только открытием новых изотопов, но и методикой, впервые применённой для получения экзотических нуклидов.

Для эксперимента учёные бомбардировали фольгу из кюрия 248Cm толщиной 0,3 мкм ядрами кальция 48Ca. В результате столкновений атомные ядра двух элементов на очень короткое время образовывали составную систему. Перед тем, как вновь разойтись — примерно через 10−21 с, — ядра в составе системы обменивались своими протонами и нейтронами, образуя различные изотопы.

Среди прочих были получены новые изотопы для четырёх элементов: 216U, 219Np, 223Am, 229Am и 233Bk. Все они оказались нестабильными со временем жизни от миллисекунд до секунд.

В настоящее время Периодическая система элементов состоит из более чем 3000 изотопов 114 подтверждённых Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC) химических элементов. Согласно имеющимся оценкам, ещё 4000 изотопов учёным предстоит открыть.