Реки США захватывают новые инвазивные моллюски

Джереми Тиманн и Сара Дагласс — первооткрыватели нового моллюска.

Моллюск обнаружен в реке Иллинойс около города Марселя, штат Иллинойс. Как он туда попал, неизвестно, это довольно неожиданное место для инвазии азиатского вида. Но он найден, и последующие генетические исследования подтвердили его инвазивность и, неожиданно, уникальность. Материал о новом виде опубликован в журнале BioInvasions Records.

Это далеко не первый из инвазивных водных видов, что попали в Северную Америку, напоминает один из первооткрывателей моллюска эколог Джереми Тиманн (Jeremy Tiemann).

«На Среднем Западе есть инвазивные двустворчатые моллюски, в том числе речная дрейссена, и несколько видов инвазивных рыб: азиатский карп, чёрный карп и даже золотая рыбка», — говорит Тиманн. Северную Америку осваивают и новые для материка растения, такие как евразийский тысячелистник. Среди интродуцированных видов — водяная блоха, ранее жившая в Африке, Азии и Австралии. Есть также несколько видов улиток. Появление каждого из этих растений и животных создало проблемы для местных видов.

Новый захватчик принадлежит роду Corbicula, впервые представителей рода в Северной Америке наблюдали в районе города Ванкувер, Канада. Это было в 1924 году. Вероятно, моллюски были завезены иммигрантами из Азии, после чего начали продвигаться по главным водным артериям континента.

Тиманн и его коллега Сара Дагласс (Sarah Douglass) сделали своё открытие в 2015 году, во время изучения мест обитания находящегося под угрозой исчезновения местного моллюска — Leptodea leptodon. Исследователи обратили внимание на то, что попадающиеся им мелкие, размером с ноготь, моллюски отличаются от известных представителей Corbicula.

Invasive mussel
Азиатские моллюски покоряют Америку.

В Университете Мичигана было сделаны генетические тесты, которые подтвердили, что новые моллюски заметно отличаются от ранее описанных видов.

Но, несмотря на явные генетические и физические различия, исследователи не могут утверждать, что описанный ими моллюск — действительно новый вид. Corbicula следует репродуктивной стратегии, которая затрудняет классификацию.

Во-первых, они — андрогенные клоны.

«Когда сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку, материнская ядерная ДНК вытесняется, в ядре сохраняются только мужские гены, и, следовательно, рождаются клоны отца, — поясняет Тиманн. — Эти отпрыски, однако, сохраняют митохондриальную ДНК матери, которая находится в крошечных органеллах вне ядра».

Виды рода Corbicula могут скрещиваться, это ещё больше усложняют задачу их классификации, замечает Тиманн.

«Проблема усугубляется ещё тем, что Corbicula гермафродит и может оплодотворить сам себя, — продолжает исследователь. — Это означает, что нужен только один моллюск, чтобы породить новую популяцию».

Таким образом, различные вариации Corbicula не всегда можно назвать «видами».

«В случае с Corbicula ядерная ДНК рассказывает одну историю, но митохондриальная ДНК может предложить что-то другое, — говорит Тиманн. — Мы используем слово «форма» для выделения различных таксонов в этой группе».

Независимо от того, как его классифицируют, новый захватчик — плохая новость для экосистемы реки. Corbicula конкурирует с местными видами, потребляя те же ресурсы, к тому же этот моллюск может быть опасен для личинок других моллюсков (впрочем, последнее — только предположение). Одно из преимуществ инвазивных видов, которое позволяет им процветать за счёт других — отсутствие на новом месте естественных врагов.

Вам может быть интересно:

Цена инвазивных видов.