Половины лица достаточно для программы распознавания

Распознавание половины лица улучшается, если обучать модель на частях лиц.

Технология распознавания лиц работает даже тогда, когда видна только половина лица, обнаружили исследователи Брэдфордского университета (University of Bradford).

Используя методы искусственного интеллекта, группа достигла стопроцентного распознавания и трёх четвертей, и половины лица. В исследовании, опубликованном в журнале Future Generation Computer Systems, впервые использовалось машинное обучение для проверки эффективности распознавания различных частей лица.

Ведущий исследователь, профессор Хасан Угайль (Hassan Ugail) из Брэдфордского университета, говорит: «Способность человека распознавать лица удивительна, но исследования показали, что она даёт сбои, когда мы видим лишь отдельные части лица. Компьютеры уже способны лучше людей узнавать одно лицо из множества, поэтому мы захотели посмотреть, будут ли их результаты столь хороши в распознавании частей лиц».

Исследователи обучили свёрточную нейронную сеть (convolutional neural network), основанную на модели VGG, одной из самых известных и широко используемых для выделения признаков изображений. Они работали с набором данных, содержащим фотографии 200 студентов, в общей сложности было 2800 фотографий, на которых были представлены в равной степени мужчины и женщины.

Для первого эксперимента группа тренировала модель, используя только полностью открытые лица. Затем учёные провели эксперимент, чтобы увидеть, насколько хорошо компьютер может распознавать лица, если они показаны частично. Компьютер распознавал лица, открытые полностью, в 100 % случаев, такой же результат показал он с лицами, открытыми на три четверти, и лицами, открытыми наполовину сверху или справа. Однако нижняя половина лица была распознана только в 60 % случаев, а глаза и нос — в 40.

Затем исследователи провели эксперимент снова, после обучения модели на частичных изображениях лиц. На этот раз процент распознавания увеличился до 90 % для нижней части лица, для глаз и носа по отдельности и даже для лиц, на которых не видны глаза и нос.

Отдельные части лица, такие как нос, щека, лоб или рот в обоих экспериментах отличались низкой узнаваемостью.

По словам профессора Хасана, это многообещающие результаты: «Мы показали, что возможно весьма точное распознавание лиц по изображениям, на которых видна только часть лица. Также, мы определили, какие части наиболее подходят для распознавания. Это открывает широкие возможности для использования данной технологии в целях обеспечения безопасности и предупреждения преступности. Наши эксперименты теперь нуждаются в проверке на гораздо большем наборе данных. В будущем, вероятно, базы данных изображений, используемые для распознавания лиц, должны будут включать частичные изображения, чтобы модели могли распознавать лицо, даже если оно видно не полностью».