Два самолёта из недавно запущенной линейки Boeing Max с системой расширения маневровых характеристик MCAS потерпели крушение на взлёте. Расшифровка чёрных ящиков в обоих случаях показывает, что пилоты действовали согласно инструкциям Boeing. Самолёты данной модели временно выведены из эксплуатации.
10 марта самолёт Ethiopian Airlines Boeing 737 Max 8 jet, следующий по маршруту 302, потерпел крушение при взлёте. Погибло 157 пассажиров. Во вторник Ethiopian Airlines обнародовали решение: они обвиняют Boeing в происшедшем.
Их аргументы следующие. Самолёт Lion Air той же модели в конце прошлого года также потерпел катастрофу, и две детали этих событий поразительно похожи: катастрофа произошла на взлёте, и самолёт начал крениться носом вниз. При этом надо исключить попадание птиц в двигатели (это часто служит причиной крушений), так как современные самолёты в основном способны это пережить.
Министерство транспорта Эфиопии во время конференции во вторник, основываясь на расшифровках чёрных ящиков, установило, что пилоты следовали инструкциям в случае экстренных ситуаций от Boeing. Странно только, что они четыре раза отключали систему MCAS, а потом включали.
Дагмавит Могес (Dagmawit Moges), министр транспорта Эфиопии, говорит, что полный отчёт о происшествии будет официально опубликован в течение года.
В то время как авиакомпании пытаются возложить максимум ответственности на производителя самолётов, тот, конечно, попытается найти все возможные ошибки экипажа. Не исключено, что ответственность, как в большинстве подобных случаев, будет возложена на стечение обстоятельств, хотя кажется, что Boeing в любом случае не избежать ответственности.
Высказывались предположения, что, возможно, определённый датчик начал давать неверные показания (возможно в связи со столкновением с птицей), и в соответствии с этим самолёт начал себя вести не так, как предполагалось. По последним данным, Boeing обновила программное обеспечение MCAS, теперь программа учитывает показания датчиков, и если они расходятся, система помощи пилоту автоматически отключается.
Чтобы протестировать программную «заплатку», нужно время. Пока безопасность системы MCAS и модели Boeing 737 Max 8 jet не будут с достаточной степенью достоверности установлены, самолёты этой модели будут выведены из эксплуатации. Это скажется (и уже сказывается) на многих факторах: на репутации компании Boeing, на финансовом положении авиакомпаний, активно использовавших эту модель самолёта, а также на количестве доступных рейсов и цене билетов на них — от чего могут пострадать пассажиры.
Чему нас учит эта история? Тому, что проверки и перепроверки программного обеспечения систем, работающих с людьми, которые могут показаться избыточными, на деле нужны и важны. Так как именно они часто позволяют предвидеть стечения обстоятельств, угрожающие жизни людей, и избегать их.
Кроме того, мир лишний раз убедился в том, как неразумно полностью делегировать проверку безопасности товара его производителю.