О крушении Boeing Max с системой помощи пилоту MCAS и важности сторонних проверок

Два самолёта из недавно запущенной линейки Boeing Max с системой расширения маневровых характеристик MCAS потерпели крушение на взлёте. Расшифровка чёрных ящиков в обоих случаях показывает, что пилоты действовали согласно инструкциям Boeing. Самолёты данной модели временно выведены из эксплуатации.

10 марта самолёт Ethiopian Airlines Boeing 737 Max 8 jet, следующий по маршруту 302, потерпел крушение при взлёте. Погибло 157 пассажиров. Во вторник Ethiopian Airlines обнародовали решение: они обвиняют Boeing в происшедшем.

Их аргументы следующие. Самолёт Lion Air той же модели в конце прошлого года также потерпел катастрофу, и две детали этих событий поразительно похожи: катастрофа произошла на взлёте, и самолёт начал крениться носом вниз. При этом надо исключить попадание птиц в двигатели (это часто служит причиной крушений), так как современные самолёты в основном способны это пережить.

Министерство транспорта Эфиопии во время конференции во вторник, основываясь на расшифровках чёрных ящиков, установило, что пилоты следовали инструкциям в случае экстренных ситуаций от Boeing. Странно только, что они четыре раза отключали систему MCAS, а потом включали.

Дагмавит Могес (Dagmawit Moges), министр транспорта Эфиопии, говорит, что полный отчёт о происшествии будет официально опубликован в течение года.

В то время как авиакомпании пытаются возложить максимум ответственности на производителя самолётов, тот, конечно, попытается найти все возможные ошибки экипажа. Не исключено, что ответственность, как в большинстве подобных случаев, будет возложена на стечение обстоятельств, хотя кажется, что Boeing в любом случае не избежать ответственности.

Высказывались предположения, что, возможно, определённый датчик начал давать неверные показания (возможно в связи со столкновением с птицей), и в соответствии с этим самолёт начал себя вести не так, как предполагалось. По последним данным, Boeing обновила программное обеспечение MCAS, теперь программа учитывает показания датчиков, и если они расходятся, система помощи пилоту автоматически отключается.

Сайт Seattle Times предоставляет интересную информацию, а именно, что модель Boeing Max на рынке была конкурентом другой модели, A320neo от Airbus. Так как Boeing критически отставала от соперника, она уговорила Федеральное управление гражданской авиации США (Federal Aviation Administration, FAA) доверить ей произвести проверку безопасности модели самостоятельно. FAA согласилась, и именно это привело к летальным последствиям: у ведомства не было последней информации об угле атаки — угле между потоком воздуха и крылом. Фактически значение этого параметра было 2,5, но в FAA из-за постфактум-редактирования документации со стороны Boeing, ушло значение 0,6, соответственно и пилоты руководствовались именно им.

Чтобы протестировать программную «заплатку», нужно время. Пока безопасность системы MCAS и модели Boeing 737 Max 8 jet не будут с достаточной степенью достоверности установлены, самолёты этой модели будут выведены из эксплуатации. Это скажется (и уже сказывается) на многих факторах: на репутации компании Boeing, на финансовом положении авиакомпаний, активно использовавших эту модель самолёта, а также на количестве доступных рейсов и цене билетов на них — от чего могут пострадать пассажиры.

Чему нас учит эта история? Тому, что проверки и перепроверки программного обеспечения систем, работающих с людьми, которые могут показаться избыточными, на деле нужны и важны. Так как именно они часто позволяют предвидеть стечения обстоятельств, угрожающие жизни людей, и избегать их.

Кроме того, мир лишний раз убедился в том, как неразумно полностью делегировать проверку безопасности товара его производителю.

Александра «Renoire» Алексеева :