Вспыхнувшую новую звезду в южном небе можно увидеть без бинокля

Новая звезда в созвездии Сетки.

В южном созвездии Сетки в середине июля зафиксирована вспышка новой звезды. Она произошла в известной двойной звёздной системе, один из компонентов которой — белый карлик. В результате вспышки звезда увеличила яркость настолько, что её можно видеть невооружённым глазом, правда, только в южных широтах.

Астроном Роберт Макнаут (Robert H. McNaught) из Австралийского национального университета 15 июля 2020 года сообщил об обнаружении новой яркой звезды в созвездии Сетка (Reticulum) в Южном полушарии на снимках своего фотоаппарата Canon EOS 6D. Сообщение об открытии появилось в телеграмме №4811 Центрального бюро астрономических телеграмм (CBET 4811). Первоначальная оценка блеска новой составила +5,3m.

Объект получил официальное обозначение Nova Reticuli 2020 (Новая Сетки 2020). Его координаты: R.A. 03h58m29.55s, Decl. -54°46’41.2″ (J2000.0). Как видно из координаты склонения (Decl.), в северном полушарии эту звезду можно наблюдать над горизонтом только на широтах южнее 36° — для Европы это только средиземноморские острова Крит и Кипр.

Nova Reticuli 2020 confirmation image
Снимок звезды Nova Reticuli 2020 — Telescope Live Network. E. Guido, M. Rocchetto & A. Valvasori (remanzacco.blogspot.com).

Вспышка произошла в звёздной системе MGAB-V207 на расстоянии 8,5 тысяч световых лет. Она относится к классу катаклизмических переменных типа VY Скульптора (VY Scl) — это система, состоящая из белого карлика и вращающегося по очень близкой орбите красного карлика. Почти сразу после обнаружения вспышки на сайте The Astronomer’s Telegram появилось сообщение о получении оптического спектра Новой Сетки 2020. Он согласуется со спектром классической новой, вероятно, после оптического пика (то есть ярче она уже, скорее всего, не станет). Согласно данным автоматического обзора всего неба ASAS-SN, вспышка могла начаться уже 4 июля 2020 года в 07:19 Мск. Начиная с 18 июня 2014 года у этой звезды не наблюдалось значительного увеличения блеска, а её максимальная яркость не превышала +15,8m. В результате вспышки блеск звезды увеличился в 33 тысячи раз. Такое увеличение яркости эквивалентно тому, как если бы самая яркая звезда ночного неба Сириус вдруг стала светить как полная Луна.

MGAB-V207 brightness animation
Изменение блеска звезды MGAB-V207 по сравнению с архивными данными (1993 г.).

Согласно визуальным наблюдениям, которые присылают астрономы и любители со всего мира на сайт Американской ассоциации наблюдателей переменных звезд (AAVSO), блеск новой в пике составил порядка +4,5m (звёзды такой яркости видны невооруженным глазом). Таким образом, Новая Сетки 2020 стала самой яркой новой звездой, начиная с 15 марта 2015 года. Тогда в созвездии Стрельца вспыхнула новая звезда с блеском в +4,0m. Со списком недавних галактических новых можно ознакомиться на сайте Центра космических полётов Годдарда по этой ссылке.

Это третий случай, когда вспышка классической новой наблюдается в ранее известной двойной системе, включающей в себя белый карлик. Две другие: Новая Персея 2018 (V392 Per) и Новая Лебедя 2010 (V407 Cyg).