Учёные создали панорамную визуализацию центра Млечного пути

Визуализация центра Млечного пути. // Фото: NASA/CXC/Pontifical Catholic Univ. of Chile /C.Russell et al.

Команда исследователей под руководством Кристофера Расселла (Christopher Russell) создала видео с обзором 360 градусов, демонстрирующее, что происходит в центре нашей галактики. За основу взяты данные, полученные космической рентгеновской обсерваторией «Чандра», Очень большим телескопом (да, это его название) и другими систем наблюдения.

На видео, опубликованном на YouTubeканале обсерватории «Чандра» можно насчитать около 30 светящихся точек, так называемых звёзд Вольфа — Райе. Они находятся в пределах 1,5 световых лет от центра галактики. Красный туман — потоки звёздного ветра. При их столкновении возникают ударные волны, разогревающие газ до миллионов градусов и заставляющие его излучать в рентгеновском диапазоне. Именно благодаря этому «Чандра» смогла собрать данные, необходимые для создания визуализации.

Поведение звёзд Вольфа — Райе и их газовых потоков позволяет учёным лучше понять самого таинственного обитателя этой области — сверхмассивную чёрную дыру Стрелец A*. Именно она является точкой обзора в представленном видео, что даёт зрителям уникальную возможность в буквальном смысле почувствовать себя в самом центре галактики.

В видео представлены 2 симуляции, каждая из которых начинается примерно 350 лет назад и длится 500 лет. Первая часть показывает чёрную дыру в её спокойном состоянии, жёлто-оранжевые пятна, периодически пролетающие перед взором, — звёздная материя, падающая на поверхность чёрной дыры. Вторая часть видео — фаза повышенной активности с периодическими выбросами, которые прерывают процесс аккреции — поглощения материи из окружающего пространства.

Данные, полученные благодаря этим симуляциям, помогли учёным объяснить обнаруженное ранее кольцо рентгеновского излучения радиусом 0,6 световых лет вокруг Стрельца A*. Оно возникает из-за столкновения газовых потоков звёзд Вольфа — Райе и ослабевает каждый раз, когда возле чёрной дыры происходит выброс, расчищающий окружающее пространство от материи. Учёные считают, что последнее такое событие произошло не раньше нескольких веков назад и до сих пор воздействует на пространство вокруг Стрельца A*.