«Учёные скрывают»: почему астрономы не хотели рассказывать о потенциальной экзолуне

Чтобы подтвердить или опровергнуть существование экзолуны у Kepler-1625 b, нужно изучить её с помощью телескопа Хаббл.

Астроном Дэвид Киппинг (David Kipping) и его коллеги знали: обнаружить естественный спутник экзопланеты — экзолуну — очень сложно. Многие кандидаты на эту роль при ближайшем рассмотрении не оправдывали ожиданий. Поэтому когда учёные сами сделали подобное открытие, они не спешили будоражить общественность: сначала нужно было подтвердить результаты с помощью телескопа Хаббл.

Но дождаться правильного момента астрономам не дали. Когда учёные отправляют в НАСА запрос об использовании космического телескопа, он отображается на специальном сайте в публичном доступе. На запрос группы Киппинга наткнулся другой астроном и, недолго думая, поделился находкой в Твиттере. Киппинг  — руководитель проекта «Охотимся за экзолунами с телескопом Кеплер» (Hunt for Exomoons with Kepler), его интерес к теме широко известен, так что никаких сомнений в том, зачем астроному Хаббл, ни у кого не возникло. На следующий день ему начали звонить журналисты: неужели Киппинг наконец нашёл экзолуну?

Учёным пришлось спешно включить информацию о потенциальной экзолуне в статью и опубликовать препринт на сайте arXiv до того, как работа прошла рецензирование. В противном случае первыми об исследовании рассказали бы СМИ — и астрономы вовсе не были уверены, что они не раздуют сенсацию. «Мы решили, что у нас нет другого выбора, кроме как опередить события», — говорит Киппинг. «Чтобы ввести общественность в заблуждение относительно результатов исследования, достаточно допустить лишь малейшую оплошность в речи», — поясняет он. Один из членов научной группы, Алекс Тичи (Alex Teachey), даже написал статью в Scientific American, чтобы донести до граждан суть открытия.

Киппинг и его коллеги наблюдали экзопланету Kepler-1625 b. Светимость её родительской звезды Kepler-1625 периодически падает — это происходит в тот момент, когда звезду заслоняет от нас какой-то массивный объект. Астрономы заметили, что светимость падает неравномерно, а это может говорить о том, что перед Kepler-1625 проходит не одно, а сразу два небесных тела: планета размером с Юпитер и её спутник величиной с Нептун. Однако торопиться с выводами пока рано.

«В данный момент мы нашли кандидата в экзолуны, но это совсем не то же самое, что достоверно зарегистрировать существование экзолуны, — пишет Тичи в Scientific American. — Хотя мы относимся к этому кандидату с оптимизмом и, безусловно, надеемся, что нам выпадет честь стать первооткрывателями экзолуны, это небесное тело пока остаётся только кандидатом. Более того, мы запросили дальнейшие наблюдения с помощью Хаббла именно потому, что считаем, что данных телескопа Кеплер недостаточно. Доказательства кажутся соблазнительными, но в данный момент их недостаточно, для того, чтобы заявить об открытии». «Давайте начистоту: дело не в том, что мы пытаемся уберечь себя от позора; громкие заявления о новаторских открытиях и последующие отзывы статей с результатами исследования со временем подрывают доверие к науке со стороны общественности, и мы не хотим усугублять эту проблему», — добавляет учёный.

Тот факт, что Киппинг и его научная группа выложили результаты в сеть уже сейчас, не вызвал нареканий со стороны коллег. По словам Жана Шнайдера (Jean Schneider) из Парижской обсерватории, это верный шаг, поскольку «остальные смогут повторно проанализировать данные на Kepler-1625 b и составить собственное мнение». «Мне не кажется, что выложить препринт, не прошедший рецензирование, на arXiv — это что-то ужасное, — соглашается астроном Дэвид Беннетт (David Bennett). — Часто случается, что журнал поручает рецензирование не самому лучшему специалисту. Если статья опубликована на arXiv, вы сможете получить гораздо более ценные комментарии от настоящего эксперта, к которому журнал не обращался».

Наблюдения с помощью Хаббла запланированы на октябрь этого года, а на анализ данных уйдёт ещё полгода. Так что ждать результатов придётся долго — если процесс снова не ускорят социальные сети.