Объявлены первые цели телескопа им. Джеймса Уэбба

Космический телескоп имени Джеймса Уэбба.

Объявлены научные цели космического телескопа имени Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope). В ходе первого цикла работы телескоп изучит околоземные объекты, крупные астероиды, планеты солнечной системы, кометы, транснептуновые объекты, экзопланеты — всего предполагается выполнить 2100 наблюдений.

Орбитальная инфракрасная обсерватория «Джеймс Уэбб» будет запущена в октябре 2018 года и, скорее всего, заменит космический телескоп «Хаббл». «Джеймс Уэбб» появился благодаря сотрудничеству НАСА, Европейского и Канадского космических агентств, а в разработке принимали участие 17 стран. Управлять орбитальной обсерваторией будет Институт исследований космоса с помощью космического телескопа (Space Telescope Science Institute) — этот же центр сейчас «рулит» Хабблом.

Поскольку астрономов много, а «Джеймс Уэбб» один, перед руководителями проекта встала непростая задача — справедливо распределить время наблюдений. 16% времени всех трёх рабочих циклов отвели НИИ и учёным, которые так или иначе участвовали в создании телескопа — разрабатывали оборудование, программное обеспечение или просто работали в качестве экспертов. Именно этим специалистам первыми предложили выбрать цели телескопа, а недавно, после проверки и обсуждения, их опубликовали в открытом доступе.

Поскольку в астрономических исследованиях, как правило, участвуют учёные из разных стран, объекты наблюдения сгруппировали по темам. Всего их набралось несколько десятков, и перечислить все не представляется возможным, поэтому назовём лишь некоторые. «Джеймс Уэбб» займётся изучением трёх крупнейших астероидов с низким альбедо, троянских астероидов (в их числе — цели будущей миссии НАСА «Люси»), транснептуновых объектов, объектов из пояса Койпера, красных и коричневых карликов. Телескоп рассмотрит Большое красное пятно Юпитера, вихрь на южном полюсе Нептуна, спутники Сатурна, атмосферу самой планеты, Уран и Титан. Не обойдут вниманием экзопланеты, в том числе недавно открытую TRAPPIST-1 e, протозвёзды, протопланеты, сверхновые, кометы, квазары и далёкие галактики. С полным списком можно ознакомиться на сайте, посвящённом космическому телескопу.