Вселенная — дело общее. Zooniverse исполнилось 10 лет

Логотип Zooniverse и слияние галактик — поразительное сходство. Источник: Zooniverse.

Самому крупному и популярному интернет-порталу, посвящённому гражданской науке, исполнилось 10 лет. Эту знаменательную дату команда Zooniverse отметила запуском сотого проекта под названием Galaxy Nurseries.

Гражданская наука (citizen science) — относительно новый термин, так называют привлечение дилетантов к научным исследованиям. Чем активнее развивались технологии, тем больше учёных заваливало информацией: данными датчиков, снимками со спутников, фотографиями исторических документов и так далее и тому подобное. Количество данных росло экспоненциально, а число учёных — нет. В конце концов информации стало так много, что её обработка заняла бы у профессионалов десятки лет — и хорошо ещё, если не сотни. Многие задачи вовсе не требовали специального образования: распознать рукописный почерк, найти на фото пингвина или разглядеть движущийся объект. Тут-то и возникла мысль: а почему бы не привлечь к исследованиям общественность?

Одним из первых проектов в области гражданской науки стал Galaxy Zoo («Галактический зоопарк»), запущенный в 2007. На специальном сайте посетителям предлагали классифицировать 900 000 галактик на снимках Слоановского цифрового небесного обзора. Основатели проекта думали, что на обработку изображений уйдёт несколько лет, но уже спустя сутки пользователи классифицировали 70 000 галактик в час. Первый этап проекта завершился всего за два года. Успех вдохновил создателей, и Galaxy Zoo вырос в крупный портал — Zooniverse. Портал работает при поддержке Оксфордского университета (University of Oxford) и Планетария Адлера в Чикаго (Adler Planetarium, Chicago).

Теперь на сайте представлены сто проектов по самым разным темам — от астрономии и физики до литературы и социологии. За десять лет существования Zooniverse набрал полтора миллиона пользователей по всему миру: 40% из США, 10% — из Великобритании, 40% — из других стран. Когда у добровольцев спрашивают, почему они решили участвовать в одном из проектов, они обычно отвечают, что хотели внести свой вклад в развитие науки. «Что делает Zooniverse особенно увлекательным, так это то, что открытиями «рулят» наши граждане-учёные, от пятилетних до девяностопятилетних», — говорит директор направления гражданской науки Планетария Адлера, доктор Лора Троилл (Laura Trouille). — «Только в ходе наших астрономических проектов волонтёры открыли первую планету четырёхзвёздной системы, экзотический пульсар, десятки гравитационных линз, больше 1000 потенциальных сверхновых, потоки, выбрасываемые сверхмассивными чёрными дырами и многое другое».

Недавно Zooniverse запустили новый проект — Galaxy Nurseries («Галактические ясли»). Участники могут помочь учёным в поиске молодых галактик, для этого им нужно найти определённые линии излучения в спектрах галактик на снимках, сделанных космическим телескопом Хаббл. Если астрономы с помощью добровольцев отличат настоящие линии излучения от артефактов, они смогут не только найти новые галактики, но и измерить расстояние до них.

За время существования Zooniverse граждане-учёные помогли специалистам написать больше сотни научных работ. Благодаря волонтёрам удалось открыть планету с двумя звёздами (совсем как Татуин) под названием PH1, систему из четырёх землеподобных планет и солнцеподобной звезды, отловить «шум» в детекторах LIGO и повысить эффективность их работы и многое другое. В 2013 году портал получил награду Google Global Impact Award — её вручают организациям, которые пытаются решить сложные проблемы «при помощи новых технологий и инновационных стратегий». Вместе со славой Zooniverse достались 1,8 миллиона долларов. Эти деньги потратили на развитие платформы: теперь создать проект на сайте может любая группа учёных, даже если у них нет опыта веб-разработки. Два года назад запустился инструмент DIY Zooniverse Project Builder, и с тех пор исследователи создали 2000 проектов, 36 из которых прошли рецензирование и запустились.