Аппарат Resilience частной японской космической компании ispace не смог совершить мягкую посадку на Луну. Связь с ним была утеряна за две минуты до посадки. Это вторая подряд неудачная посадка лунного зонда этой компании.
Resilience стартовал 15 января 2025 года на той же ракете SpaceX, что и первый «удачный» частный лунный модуль Blue Ghost. Для экономии топлива аппарат летел к Луне по экономной и длинной траектории. Соответственно на лунную орбиту он вышел только через 3,5 месяца после старта. На протяжении следующего месяца зонд постепенно снижал высоту полёта на поверхностью, готовясь к посадке.
Но операция прилунения 5 июня оказалась неудачной. Меньше чем за две минуты до запланированной посадки контакт с аппаратом потеряли. Согласно данным телеметрии, в этот момент он двигался со слишком высокой скоростью и находился на слишком низкой высоте, чтобы безопасно пережить контакт с поверхностью.
6 июня посадочный аппарат Resilience начал последовательность посадки на Луну. Однако, после запланированного времени прилунения ЦУП не смог установить связь с аппаратом. По состоянию на 8:00 утра 6 июня диспетчеры миссии определили, что маловероятно, что связь с лендером будет восстановлена, и завершение 9-й стадии миссии (успешная мягкая посадка) — не достижимо. В результате этого было решено завершить миссию HAKUTO-R M2.
План экспедиции предполагал спуск на поверхность 5-килограммового лунохода, который должен был кататься кругами вокруг посадочного модуля со скоростью несколько сантиметров в секунду с максимальным удалением до одного километра. Предполагалось, что луноход должен был быть на ходу в течение двух неделей, то есть до наступления лунной ночи.
Это была вторая попытка ispace покорить Луну. Впервые компания попробовала совершить посадку в 2023 году. Зонд Hakuto-R с несколькими научными приборами, в том числе первым арабским луноходом «Рашид» смог выйти на окололунную орбиту, но на финальном этапе посадки разбился из-за ошибки программного обеспечения.
Руководство ispace сообщило предварительную причину аварии HAKUTO-R Mission 2 RESILIENCE на Луне. Лазерный высотомер передавал показания с задержкой, из-за чего двигатель не успел затормозить аппарат до безопасной скорости для мягкой посадки. Ожидается, что аппарат совершил жесткую посадку и вышел из строя. Две подряд аварии аппаратов Intuitive Machines также произошли из-за проблем с лазерными высотомерами. Напротив, для успешной посадки лунного аппарата Blue Ghost компания Firefly Aerospace использовала решение с системой оптической ориентации.
Пока неизвестно, как неудача отразится на планах компании. Американский филиал ispace в 2026 году планировал запустить новый лунный проект под названием APEX 1.0. Аппарат должен был прилуниться в 320-километровом кратере Шредингера возле южного полюса. Логично предположить, что после второй подряд неудачи вполне можно ожидать пересмотра космических планов.