Потребители сами виноваты в том, что получают множество плохих новостей. Исследование, проведённое американскими и бельгийскими учёными, свидетельствует о том, что преобладание в СМИ негативной информации является ответом на запрос общества.
Профессор Университета штата Вашингтон (США) Джилл МакКласки (Jill McCluskey) вместе с коллегами из Лёвенского католического университета (Лёвен, Бельгия) рассмотрели процесс формирования новостных лент через призму экономической науки. Была создана теоретическая модель, которая иллюстрирует, каким образом потребители получают больше пользы от плохих новостей, чем от хороших.
Основываясь на публикациях в газетах, исследователи рассмотрели, как люди используют информацию из новостных статей для повышения своего благосостояния и минимизации потерь. Модель позволила проанализировать, насколько потребители довольны получением плохих или хороших новостей. Результаты показали большую индивидуальную выгоду от чтения плохих новостей.
Таким образом, формируется тенденция к увеличению доли негативных новостей. «Газеты отвечают на запрос общества, сообщая плохие новости, чтобы привлечь читателей и продать больше газет» — говорит МакКласки.
«Когда вы бедны и голодны, приобретение каждого доллара важно для вас, так как его можно потратить на еду, — продолжает МакКласки. — Но как только у вас появляется больше денег, и вы можете рассчитывать на регулярно питание, то потери становятся более важны, чем приобретения. И 1000 долларов убытка повлияют на вас больше, чем 1000 долларов прибыли».
Человек, сознательно или бессознательно, ищет возможности избежать неприятностей и потерь. И выбирает, «голосуя рублём», источники информации, предупреждающие об опасности. В ответ на это СМИ переполнены сообщениями о вспышках экзотических болезней, о реальных и гипотетических катастрофах.
Несмотря на то, что потребность в плохих новостях заложена в природе человека и приносит пользу, перекос в сторону негативных новостей часто приносит ощутимый вред обществу. Примером может быть сформированное панически настроенными СМИ отношение к генетически модифицированным организмам. В России поддержать запрет ГМО готовы 83% населения (согласно данным ВЦИОМ) несмотря на все доводы научного сообщества.