Вырубка лесов на одном конце Земли меняет климат на другом

Дождевые леса Амазонии.

Уничтожение лесов может «аукнуться» на другом конце Земли — к такому выводу пришли учёные Вашингтонского (University of Washington), Аризонского (University of Arizona) университетов и Университета штата Мичиган (Michigan State University). С помощью компьютерного моделирования они рассчитали, как исчезновение крупных древесных массивов повлияет на климат и глобальные экосистемы. Результаты исследования опубликованы в журнале PLOS One.

«Когда где-то умирают деревья, это может сказаться на растениях в других местах, потому что исчезновение лесов вызывает в одном месте изменения, которые «рикошетят» и меняют климат в другом, — объясняет ведущий автор работы, Элизабет Гарсиа (Elizabeth Garcia). — Связь между ними обеспечивает атмосфера». Известно, что исчезновение лесов вызывает похолодание, поскольку без деревьев поверхность Земли лучше отражает солнечные лучи и поглощает меньше света. Кроме того, воздух становится суше. Влияние лесов на местные экосистемы изучено хорошо. Но новые данные показывают, что исчезновение больших древесных массивов может изменить распределение осадков и повлиять на климат всей планеты. «Люди рассуждали о том, как исчезновение лесов воздействует на экосистему и, может быть, на местные температуры, но они не думали о том, как оно влияет на глобальный климат», — говорит член научной группы Абигейл Суонн (Abigail Swann).

Исследование посвящено сокращению количества лесов в двух регионах: Северной Америке, где растения страдают от засухи, жары и нашествия жуков и джунглях Амазонии — здесь деревья вырубают, чтобы расчистить территорию под поселения и сельхозугодья. С помощью климатических моделей учёные оценили влияние обезлесения на климат и последствия этих изменений для экосистем в других областях планеты.

Результаты показали, что исчезновение лесов на западе Северной Америки вызовет похолодание в Сибири, и снижение температур замедлит рост местных деревьев. Воздух на юго-востоке США станет суше, от этого пострадают леса в штатах Северная и Южная Каролина. Зато деревья в Южной Америке выиграют: там станет прохладнее, а воздух к югу от экватора будет более влажным. Вырубка большей части амазонских джунглей тоже ударит по Сибири, но растениям на юго-востоке США пойдёт на пользу. Леса в восточной части Южной Америки будут просто счастливы: летом в Южном полушарии увеличится количество осадков.

Когда дело касается лесов, один плюс один не всегда равняется двум. Вычисления показали: «убрать» оба леса — это не просто удалить каждый из них по отдельности и сложить результаты. Всё гораздо сложнее, поскольку эффекты от исчезновения деревьев могут усиливать или сглаживать друг друга.

Однако эти данные — не окончательные, сейчас учёные уточняют параметры модели. Они проводят полевые исследования, чтобы лучше описать, как исчезновение разных типов лесов повлияет на изменение температуры и влажности. Члены научной группы хотят определить, где обезлесение с большой вероятностью вызовут климатические сдвиги, где экосистемы преобразятся под их воздействием, как все эти тенденции сложатся с глобальным потеплением. «Основная идея в том, чтобы понять и учитывать влияние исчезновения лесов, когда мы моделируем климат планеты и пытаемся предсказать, как он изменится в будущем», — говорит Суонн.

Дождевые леса Амазонии (амазонские джунгли) — обширный регион влажно-тропических вечнозелёных широколиственных лесов, самый крупный в мире тропический лес, расположенный на обширной равнине, охватывающей почти весь бассейн реки Амазонки. Собственно лес занимает 5,5 миллионов квадратных километров — половину общей площади оставшихся на планете тропических лесов. Захватывает территорию девяти государств: Бразилия, Перу, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Боливия, Гайана, Суринам, Французская Гвиана.