Новая бактерия убивает шимпанзе, но неопасна для человека. Пока

Пик ЭНЖКС, неврологического и желудочно-кишечного синдрома, убивающего шимпанзе в Сьерра-Леоне, приходится на март, самый засушливый месяц в заповеднике. Учёные предполагают, что источником болезнетворных бактерий может быть что-то в рационе обезьян, характерное именно для этого времени. Фото — <a href="https://www.flickr.com/photos/specky4eyes/24456748181/" rel="noopener" target="_blank">Tim Dutton</a>.
Пик ЭНЖКС, неврологического и желудочно-кишечного синдрома, убивающего шимпанзе в Сьерра-Леоне, приходится на март, самый засушливый месяц в заповеднике. Учёные предполагают, что источником болезнетворных бактерий может быть что-то в рационе обезьян, характерное именно для этого времени. Фото — Tim Dutton.

Неизвестная болезнь убила более 50 обезьян в заповеднике шимпанзе Такугама, Сьерра-Леоне. Пока ветеринары безуспешно боролись с недугом, биологи пытались установить причину заболевания. Оказалось, что животных поражает ранее неописанная бактерия рода Sarcina. К счастью, случаев заражения людей пока не зафиксировано.

Человекообразные обезьяны — наши ближайшие родственники. С одной стороны, это здорово, ведь исследование обезьян помогает лучше разобраться в нас самих. Какой кладезь для этологов, неврологов, медиков (разумеется, по этическим соображениям, возможности медицинских исследований с участием человекообразных сильно ограничены). С другой стороны, существование наших «биологических двойников» таит в себе угрозу: их болезни потенциально опасны для людей. Вспомним, что один из основных возбудителей малярии (и самый опасный!), Plasmodium falciparum, около 10 тыс. лет назад достался людям от западной гориллы. Я не говорю уже про ВИЧ.

Особенно велик риск, когда содержащиеся в неволе животные часто контактируют с людьми. В 2017 году персонал, работавший в приматологическом центре в Бразилии, заразился от своих питомцев «пенистым обезьяньим вирусом» (simian foamy virus, SFV). В 2018 году в Камеруне сотрудники заповедника подцепили от больных животных обезьянью оспу. Не исключена и обратная ситуация — заражение обезьян от людей. Недаром, например, в Колтушском антропоиднике посетителей с признаками простуды просили воздержаться от визитов к обезьянам.

Поэтому понятна тревога учёных, столкнувшихся с загадочной болезнью, убивающей шимпанзе в заповеднике Такугама в Сьерра-Леоне (здесь содержатся животные, спасённые от браконьеров или брошенные хозяевами). Бедные обезьяны слабели, их рвало, начинался понос и судороги. Недуг прогрессировал быстро: порой здоровое с вечера животное утром находили мёртвым. В других случаях болезнь могла тянуться много дней, но всегда с печальным итогом: даже если обезьяна, казалось бы, шла на поправку, затем происходил рецидив с летальным исходом, несмотря на все попытки лечения антибиотиками. С 2005 по 2018 год от болезни погибло 56 шимпанзе — притом, что вся популяция насчитывает менее 100 обезьян. Страшное заболевание исследователи окрестили «эпизоотическим неврологическим и желудочно-кишечным синдромом» (ЭНЖКС, ENGS).

Сейчас специалистам, похоже, удалось установить причину болезни. Об этом сообщает новая статья в Nature Communications.

Биологи обнаружили, что образцы тканей 13 умерших шимпанзе инфицированы новым видом бактерий, которые не встречались в фекалиях и крови 14 здоровых обезьян. Открытие случилось после нескольких лет бесплодных поисков, в 2018 году, когда аспирантка Лия Оуэнс (Leah Owens) заметила странную бактерию в мозговой ткани одного из умерших шимпанзе.

Бактерия, по форме напоминающая лист клевера, относится к роду сарцин и больше всего похожа на Sarcina ventriculi — редкую причину желудочно-кишечных заболеваний человека и некоторых других животных (с 1900 года зафиксировано 44 случая заболевания у людей). Анализ ДНК подтвердил сходство возбудителя болезни с S. ventriculi, однако отличий было достаточно, чтобы описать новый вид, который исследователи предложили назвать Sarcina troglodytae, в честь шимпанзе (Pan troglodytes). Генетики установили, что некоторые генетические отличия делают «сарцину шимпанзе» более болезнетворной. Стоит ещё раз отметить, что этот микроорганизм присутствовал не только в ЖКТ, но и во внутренних органах обезьян — мозгу, печени и селезёнке, иногда в большом количестве. Это очень необычно для бактерий рода Sarcina.

Кстати, возникает непраздный вопрос. Я уже упомянул известные случаи заболеваний человека и животных, как полагали, вызванные Sarcina ventriculi. Не может ли оказаться, что на самом деле болезнь спровоцирована другим, неизвестным видом Sarcina? Чтобы разобраться, исследователи считают необходимым заново изучить описанные случаи. Авторы статьи отмечают, что род Sarcina пока что изучен плохо, хотя и описан более 170 лет назад, и опасность некоторых его представителей, возможно, недооценена.

То, что люди до сих пор не подхватили опасную бактерию от шимпанзе, несмотря на наше генетическое и физиологическое сходство, учёные считают удивительным. «Если S. troglodytae действительно влияет на шимпанзе, но не на людей, бактерия представляет собой редкий пример такого патогена», — говорится в статье. Однако нельзя исключать, что ситуация может измениться в будущем. Но самая большая проблема — опасность, что болезнь передастся обезьянам в других заповедниках или в дикой природе. Предстоит выяснить источник, из которого шимпанзе подхватывают бактерии. Для этого необходимо проверить образцы воды, воздуха, растений и продуктов, которые исследователи собрали в заповеднике. Большинство случаев заболевания зафиксировано в марте — в жаркий и сухой сезон, когда животные получают больше кормов. Что-то — пока непонятно, что — запускает болезнь именно в это время года. Это может быть изменение диеты — поедание обезьянами каких-то специфических растений или насекомых, занесение бактерий мигрирующими животными или другие причины, которые предстоит выяснить.

А тем временем ветеринары в заповеднике Такугама уже пробуют лечить больных обезьян антацидами, противосудорожными и антибиотиками — теми же средствами, которые оказались эффективными при лечении людей, зараженных Sarcina. Очень хочется надеяться, что болезнь отступит.