Люди бронзового века пили пиво через метровые золотые трубочки. Не все, конечно, а элита. Кому-то доставались серебряные, а большинство довольствовались соломинками из тростника.
Летом 1897 года профессор Санкт-Петербургского университета Николай Веселовский раскопал огромный курган, расположенный на окраине Майкопа, небольшого городка на северо-западе Кавказа. Богатейшая коллекция находок, относившихся к раннему бронзовому веку, прославила это место, по которому была названа майкопская культура. Памятник датируется второй половиной 4-го тысячелетия до н. э.
Внутри кургана находились три погребения, самое большое из которых было и самым роскошным. Скелет покрывали остатки богато украшенной одежды, а также сотни бусин из полудрагоценных камней и золота. Погребальный инвентарь включал чаши из драгоценных металлов, оружие, керамику, и всё это великолепие было расставлено вдоль стен камеры. Всё, за исключением набора из восьми длинных золотых и серебряных трубок. Эти тонкие трубки располагались совсем рядом со скелетом, справа от него. Длина трубок — 1,12 м, диаметр 10 мм. Трубки состояли из нескольких сегментов, а на конце каждой находился зауженный наконечник с прорезями. Вдобавок 4 «соломинки» украшали серебряные и золотые фигурки быков.
Фигурки животных имели отверстия, с помощью которых надевались на трубки и могли скользить вверх-вниз.
Предназначение трубок оказалось предметом долгих споров. Сам Веселовский назвал находки «скипетрами» и полагал, что к прорезям на конце крепились некие украшения из ткани или конских волос. Странно только, что «скипетры» лежали в погребении украшенным концом вниз, к ногам погребённого.
Позднее была высказана другая гипотеза: возможно, трубки представляли собой часть складного балдахина, удерживаемого четырьмя слугами над умершим во время похоронной процессии. Однако оставалось непонятным, зачем в таком случае использовать полые тонкостенные трубки, столь сложные в изготовлении, ведь для балдахина больше подошли бы прочные сплошные стержни.
Согласно третьей версии, трубка, «пронзающая» фигурку быка, могла символизировать древко стрелы — часть погребального ритуала, тем более что недалеко от трубок в погребении находился набор кремневых наконечников стрел. Впрочем, эти наконечники никак не подходили к трубкам, да и количество их не совпадало.
Авторы новой публикации в журнале Antiquity — российские археологи из ИИМК РАН — выдвигают и обосновывают новую гипотезу: майкопские «скипетры» ничто иное, как трубочки для фильтрации и питья пива. Древний способ потребления пива с помощью длинных соломинок хорошо известен археологам: существуют и находки, и изображения этого процесса, самым древним из которых — оттискам печатей из Ирака и Ирана — более 6 тыс. лет. Сцены празднеств, изображающие группы людей, потягивающих пиво через длинные трубки из общего сосуда, популярны в искусстве древней Месопотамии и датируются 2900—2250 гг. до н. э. Судя по таким изображениям, обычным древнешумерским приспособлением для употребления пива была трубка из длинного тростника, позволяющая сидящему и даже стоящему человеку пить из сосуда, стоящего на земле. Есть и находки стеблей тростника, обернутых золотой фольгой — такое приспособление обнаружили в гробнице Пуаби в шумерском городе Ур. В этой же гробнице были найдены серебряная и медная трубки схожих размеров. Авторы публикации упоминают и находки из других памятников — соломинки и ситечки, надевавшиеся на их концы, причем таких насадок найдено много. Вероятно, обычно в быту использовались тростниковые трубочки, а их металлические аналоги — эксклюзивный вариант для элиты.
Исследователи полагают, что конструкция трубок из Майкопа определялась их тростниковым прототипом: концы с продольными прорезями имитируют тростниковые наконечники для фильтрации напитков. Такие приспособления из тростника можно изготовить за 20 минут, в чём авторы публикации убедились, проведя несколько экспериментов.
Для проверки гипотезы исследователи провели микроботанический анализ осадка с внутренней поверхности фильтра одной из восьми трубок. Правда, находка была частично повреждена, так что нельзя исключать её современного загрязнения при раскопках или хранении в Эрмитаже. Тем не менее, результат анализа потрясает: в образце обнаружелись гранулы ячменного крахмала, фитолиты злаков и пыльца липы. Не это ли прямое доказательство того, что с помощью трубочки фильтровали ячменное пиво, приправленное липовыми цветами? Однако исследователи осторожны и надеются на дальнейшие анализы, которые подтвердят или опровергнут сделанные выводы.
Вероятно, трубочки использовались в ритуальном застолье, как это представлено на древних изображениях: несколько человек сидели кружком вокруг большого сосуда с соломинками во рту. В гробнице найден и подходящий кувшин, объёмом 32 литра, так что на каждого участника поминок приходилось 4 литра пива.
Интересно, что трубочки для питья располагались ближе всего к телу погребенного, что подчёркивает важность ритуала, в котором их задействовали. Исследователи также полагают, что использование разного материала для трубочек — золота или серебра — указывает на различный статус тех, кто пользовался ими на церемониальном пиру. В публикации вспоминают и другие элементы погребальных ритуалов майкопской культуры, известные по археологическим находкам и изображениям — поедание мяса, поединки, игра на лире или арфе. Поминальная пирушка с совместным распитием пива, борьбой или «боксом» под музыку — всё это соответствует шумерской погребальной традиции.
По мысли авторов публикации, майкопской элите было свойственно шумерское пристрастие к роскоши и зрелищам. Замечательно, что самые древние трубочки для пива найдены не где-нибудь в Месопотамии, а «на отдалённой периферии этого мира, на Северном Кавказе». Это, конечно, не значит, что пить пиво через соломинку придумали именно здесь, однако наличие общих традиций говорит о существовании в древности контактов на дальних расстояниях и о том, что майкопцы были глубоко интегрированы в мир древнего Ближнего Востока.