Популяризатор науки, научный журналист Александр Соколов недавно вернулся из «гастролей» по Израилю. Помимо выступлений, поездка включала посещение известнейших археологических памятников. Что осталось от неандертальцев в пещере Табун? Зачем израильскому археологу знать время намаза? От кого древние жители Иерусалима прятались в канализации? И каково быть атеистом в Израиле? Читаем интервью Александра для XX2 века.
XX2 ВЕК. В Израиле вы посетили знаменитую гору Кармель, на которой, наверное, мечтает побывать каждый любитель антропологии. Расскажите, каково это — много писать о местонахождении останков неандертальцев и кроманьонцев, а потом посетить это самое место?
Александр Соколов. Да, я многие годы читал и сам писал новости про эти памятники — ведь открытия в районе горы Кармель происходят регулярно. И если знаменитые пещеры Схул или Табун известны на весь мир с 30-х годов прошлого века, с времён раскопок Дороти Гаррод, то пещере Мислия, например, слава пришла совсем недавно — после того, как была датирована найденная в ней челюсть Homo sapiens (выяснилось, что ей 180 тыс. лет, что делает находку древнейшим сапиенсом за пределами Африки).
Испытал некоторый трепет, конечно, хотя понятно, что самого главного — тех человеческих останков, которые прославили эти места — мы, разумеется, не увидим. Все кости давно в музеях, в хранилищах. Самое большее, что можно наблюдать воочию — то место, из которого вынули скелеты древних сапиенсов грота Схул (их вырубали из брекчии, на возвышении в скале даже остались следы от клиньев). Но поскольку всё-таки эта территория — национальный заповедник, его устроители постарались обеспечить посетителей «наглядными пособиями». Так, в пещере Табун на специальных растяжках подвешены стратиграфические «рамочки», обозначающие последовательность слоёв, раскопанных в пещере. Раньше я думал, что такие бывают только на иллюстрациях в научных статьях. Однако нет. В пещере даже инструменты от старых раскопок оставлены. Кстати, проводивший для нас экскурсию археолог Григорий сообщил, что в Табуне снова проводят раскопки, причём поскольку уже раскопанное трогать нельзя — как-никак, наследие ЮНЕСКО, — для работ археологи спускаются по лесенке сверху, с «потолка» пещеры.
В пещере Джамаль расставлены «реконструкции древних людей», которые, правда, выглядят довольно наивно. А в пещере аль-Вад даже показывают кино про доисторических обитателей пещеры, и есть лавочки для зрителей. Рядом расположена реконструкция погребения натуфийской культуры.
Но это в благоустроенной части, на западном склоне горы. Чтобы попасть к пещере Мислия на северном склоне, нам пришлось продираться через колючки и карабкаться, а площадка перед пещерой заросла и засыпана помётом даманов. От этого, конечно, впечатления нисколько не блекнут. Тем более там и сейчас можно увидеть фрагменты каменных орудий прямо под ногами.
Григорий был так любезен, что показал нам и действующий раскоп, где ещё две недели назад работали археологи Хайфского университета, и старую археологическую базу, построенную в середине XX века, сейчас оставленную. Рядом — место, где археологи просеивали вынутый при раскопках грунт.
А к последней точке маршрута — памятнику Убейдия — нам пришлось ехать вдоль сельхозугодий, по дороге с огромными лужами, которые даже джип преодолевал не с первой попытки. Григорий добавил, что кое-где тут могут встречаться противопехотные мины… Но зато там очень красиво! С одной стороны — пальмы, с другой — трава и множество жёлтых цветов. Сам памятник уже много десятилетий не раскапывается, сейчас это просто навес, под которым — древняя «жилая поверхность». Когда-то, полтора миллиона лет назад через эту точку прошли древнейшие Homo — то ли эректусы, то ли хабилисы, на пути в Евразию из Африки.
XX2 ВЕК. Вы ведь осматривали не только археологические памятники?
А. С. В первый же день нам устроили экскурсию в новый Музей естественной истории в Тель-Авиве. Причём на самом высоком уровне — встретил нас директор музея, а по залам водил профессор Исраэль Гершковиц, это очень известный израильский антрополог, публикующийся в журналах уровня Nature. Музей большой и интересно сделанный, там, например, в зале, посвящённом членистоногим, живые экспонаты, есть даже муравейник в разрезе с настоящими муравьями. Но нам показали, конечно, часть, посвящённую антропогенезу. Хорошая экспозиция, наглядная, с множеством экспонатов, которые можно потрогать руками. Например, засунув большой палец в специальное отверстие, попытаться выполнять различные манипуляции остальными пальцами (с трудом!) и понять, как важен для человека точечный захват. Или добыть огонь трением — пока колдуешь с палочкой, на экране можешь наблюдать, как разгорается костёр, и как он отпугивает хищников. Много редких экспонатов, есть даже подъязычная кость неандертальца из Кебары. Но удалось и нам приятно удивить профессора Гершковица — я показал ему муляж черепа ньянзапитека, которого в коллекции музея еще нет.
Хочу сказать, что к моей персоне был приличный интерес со стороны русскоязычных израильских СМИ (тут спасибо организаторам за пиар) — я успел за время поездки четырежды пообщаться с местной прессой, в том числе побывал на телевидении, а ещё до поездки дал два интервью израильским журналистам.
XX2 ВЕК. И снова об археологии — вы общались с местным археологом. В чём особенность израильской археологии? Как местные верующие относятся к поиску древностей?
А. С. Григорий рассказал, например, что в Израиле существует организация «Атра Кадиша», которая следит за тем, чтобы покойников не тревожили и хоронили в соответствии с религиозными традициями. Так вот, доходит до того, что когда ты на раскопках палеолита находишь кости животных, они пытаются у тебя эти останки отобрать, поскольку «это кости евреев, их надо срочно захоронить» (и получить за это деньги, конечно).
Из других любопытных деталей — то, что на раскопках часто работают мусульмане (израильские арабы или палестинцы), и поэтому у руководителя на телефоне установлен будильник, когда делать перерыв на намаз.
Я спросил о проблеме «чёрного копательства», и Григорий ответил, что с этим строго, за порчу древностей полагается большой штраф или тюрьма, и существует военизированная организация для борьбы с разворовыванием памятников — прямо армейская часть такая.
XX2 ВЕК. Кстати, про религиозность: Израиль — сильно религиозная страна. Заметили ли вы это, проведя там неделю?
А. С. Кое-что заметил и услышал рассказы. В Израиле действительно есть «ультрарелигиозная» еврейская часть населения. И они очень активно размножаются, 5—6 детей в семье — это норма для них. При этом эти люди не служат в армии, имеют множество льгот, получают стипендии от государства и, фактически, только и делают, что молятся. Я общался с представителями светской части общества, которые от всего этого не в восторге. Кстати, в израильских школах детям про эволюцию вообще не рассказывают. В этом году, правда, планируют в каком-то объёме вернуть эволюцию в школьный курс биологии.
Рон Фишман, который пригласил меня в Израиль и у которого я гостил, атеист, но старается не афишировать свои взгляды за пределами личного круга. Быть атеистом в Израиле не модно. В компании, которой Рон владеет, большая часть сотрудников — религиозные. Дочь Рона воспитана в атеистическом ключе и в школе иногда позволяет себе атеистические высказывания, но там это тоже не приветствуется.
Кстати, подозреваю, что среди русскоязычных процент атеистов выше. Всё-таки наша родина СССР. На «барахолке» в Ашдоде я купил за 15 шекелей книжку «Пожнёшь бурю» советского издания, сборник рассказов Твена, Лондона, Хемингуэя и других авторов антирелигиозной направленности.
В этом самом городе Ашдоде, где мы жили, в муниципалитете ряд лет было религиозное большинство. Как мне рассказали, они регулярно запрещали на новый год установку ёлки в публичных местах. (Ёлка для них — символ дурного западного влияния). Это настоящий религиозный фундаментализм.
Конечно, в самом чистом виде с религиозным фанатизмом сталкиваешься в Иерусалиме, в храме Гроба Господня. Множество паломников всех мастей. Огромная очередь к Кувуклии. Люди, которые прикладываются или прижимают различные предметы (включая дамские сумочки и даже, говорят, презервативы!) к «Камню помазания». Наш гид, археолог Михаил Фрейкман рассказал, что каждое утро монашки натирают эту мраморную плиту маслом — зато все паломники знают, что «камень мироточит».
XX2 ВЕК. Вы посещали Иерусалим, один из самых туристических городов мира. Туда едут не только посмотреть на Гроб Господень и побывать у Стены Плача, но и полюбоваться на интересные артефакты. Что бы вы посоветовали посетить любителям истории?
А. С. Михаил показал нам ряд очень примечательных мест. Мне больше всего запомнились:
- Древний источник Гихон, бывший единственным источником воды в древнем Иерусалиме. Дабы не остаться без воды при осаде, к источнику прорубили 70-метровый туннель в скале. В XIX веке этот туннель откопал британский археолог Чарльз Уоррен — крайне примечательная личность, смелый, отважный человек. Раскопки в Иерусалиме XIX века — дело для бесстрашных людей. Я прочитал, что позднее Уоррен руководил Лондонской полицией и расследовал дело Джека Потрошителя.
Сейчас этот туннель открыт для посетителей, и нам пришлось слушать рассказ Михаила под громкие песни какой-то разудалой иностранной молодёжи, которую привели на экскурсию. Зато когда молодёжь заткнулась, слышно было, как шумит вода в источнике.
- Самый большой археологический раскоп в Иерусалиме (на месте, где когда-то хотели построить подземную парковку, копают уже больше 10 лет). Здесь располагалась крепость, которая, вероятно, охраняла южные подступы к Храмовой горе. Огромная территория обнесена забором, работы там ещё на многие годы.
- Древняя иерусалимская канализация — по канализационному каналу, находившемуся когда-то прямо под мостовой (сейчас — глубже), мы прошли приличное расстояние. Очень узкий туннель, местами с потолка капает. Здесь, сказал Михаил, когда-то жители города прятались от римских захватчиков, но те всё равно вычислили и вырезали всех. Дойдя до конца этого канала, мы увидели подземную часть «Стены Плача» — опорной стены Храмовой горы, состоящей из внушительных каменных блоков, некоторые из которых весят многие десятки тонн. Записочки в щелях между блоками торчат даже здесь.
- Коптская церковь Святой Елены, а под ней — огромный подземный резервуар (цистерна, водохранилище). И так далее, всё не перечислить. Сама прогулка по старому городу — мы прошлись даже по крышам — потрясающее впечатление.
XX2 ВЕК. А теперь — про популяризацию науки в Израиле. Кажется, вы писали, что это дело ещё не слишком хорошо развито в стране…
А. С. Я могу говорить только о русскоязычной части израильского научпопа. Насколько я понял, просветительское направление в Израиле действительно не так популярно, как в России — мероприятий проводится мало. Насчёт «ивритоговорящих» — я могу назвать, по крайней мере, одно громкое имя — Юваль Харари, историк и автор нашумевших книг. Русскоязычные же смотрят, читают и слушают то же, что мы, знают российских популяризаторов и были очень рады моему приезду. Жаловались, что просветительского контента не хватает. Многие, судя по всему, внимательно следят за нашей деятельностью. Одна слушательница в Хайфе подарила мне куклу-пингвина, которую специально связала для моей дочери Оли.
XX2 ВЕК. А кто организовал ваши три лекции? Как они прошли? Какой был контингент?
А. С. Организаторы — очень хорошие люди, супруги Ира и Рон. Их проект называется «Квартирник на 17-м», и этот лекторий, соответствуя названию, расположен в большой квартире на 17-м этаже жилого дома в Ашдоде. Крайне уютное место, хозяйка угощает всех слушателей пуншем и закусками. Докладчики самых разных направлений, например, передо мной было выступление лингвиста на тему «Этимология русского мата». Местная интеллигенция с удовольствием обсудила происхождение некоторых выражений. Здесь прошло моё первое выступление (второе в Хайфе и третье в Тель-Авиве, в «Российском культурном центре»). Квартира действительно большая, на мою лекцию туда вместилось около 90 человек! По словам хозяев, это рекорд.
Публика очень похожа на нашу, интеллигентная и доброжелательная. Люди разных взглядов, есть и поклонники творчества Эриха фон Деникена, есть и воинствующие атеисты. Одно заметное отличие, на которое я обратил внимание: меньше молодёжи и больше слушателей зрелого возраста. Как мне сказали, молодёжь — те, кто родились уже в Израиле — хуже знают русский язык и пойдут, скорее, на англоязычное выступление.
XX2 ВЕК. Думали ли вы организовать фестиваль «Учёные против мифов» в Израиле?
А. С. Это было бы интересно, но сначала, мне кажется, нужна серия небольших мероприятий. Первый опыт, по-моему, был успешным, но организация крупного форума в другом городе, а тем более в другой стране требует серьёзной подготовки. Пока что у нас даже внутри России все предложения сделать УПМ за пределами Москвы и Питера остались в виде фантастических проектов.
XX2 ВЕК. К Израилю в российском обществе отношение очень неоднозначное. Что вы отвечаете тем, кто несколько «негодует», что вы выступали в этой стране?
А. С. Странно, а если бы я выступал в Чехии или Канаде, тоже бы негодовали? Отличие Израиля только в том, что там большой процент русскоязычных граждан (их больше миллиона, при 9 млн населения). «А почему вы поехали в Израиль, а не в другую страну?» Как будто это я сам решил, куда махнуть. Меня просто пригласили. Хорошая страна, и отличные организаторы, устроили и тёплый приём, и потрясающую программу. Уже за одно посещение пещеры Схул я готов прочитать 10 дополнительных лекций!