Почти в десятку. Обзор ведущих IT-трендов по версии Gartner двухлетней давности и новые тренды

Штаб-квартира компании Gartner в Стэмфорде, штат Коннектикут, США. Фото — Magnus Manske.

Ровно два года назад исследовательская компания Gartner назвала десять ключевых IT-трендов на ближайшие пару лет, дополнив прогноз годом позже. Недавно была обнародована новая десятка стратегических тенденций отрасли. Прежде чем говорить о последних, попробуем окинуть взглядом реальность и оценить, какие ожидания американских аналитиков двухлетней давности оказались верными, какие ошибочными, а какие обозначили правильный вектор, но были несколько слишком оптимистичными в отношении сроков воплощения.

«Мы определили десять важнейших IT-технологий, развитие которых бизнес должен учитывать в процессе стратегического планирования. Это не означает, что их необходимо использовать всем или вкладывать средства в этих направлениях. Но их наличие компании должны учитывать, чтобы принимать продуманные решения в течение ближайших двух лет», — заявил в октябре 2013 года Дэвид Керли (David Cearley), вице-президент Gartner.

В целом, по мнению Gartner, развитие технологий сегодня определяется тенденцией, названной Nexus of Forces. Это сближение четырёх мощных векторов: социальной, мобильной, облачной и информационной составляющей. В конечном итоге, именно тенденция Nexus of Forces стимулировала и будет в дальнейшем стимулировать развитие уже существующих и появление новых возможностей. Добавим: Nexus of Forces открывает не только новые горизонты в бизнесе, но и ключевым образом меняет повседневную жизнь.

Gartner: Компании должны определить правила использования личных мобильных устройств сотрудниками для чёткого понимания того, что они могут или не могут делать, используя корпоративную сеть. С каждым годом проблема BYOD будет все серьёзнее.

О cyberloafing — виртуальном безделье на рабочем месте — заговорили довольно давно. Лет десять назад работодателей больше беспокоило использование рабочего компьютера и выхода в интернет в личных целях. Болтовня в интернет-мессенджерах, сёрфинг в Сети, личная переписка — всё это сначала рассматривалось как пустая трата рабочего времени, бороться с которой можно просто: отрубить доступ к некоторым ресурсам — и дело с концом.

Однако довольно быстро выяснилось: Facebook, LinkedIn или Skype отлично подходят для решения рабочих проблем. К тому же, их использование позволяет порядком сэкономить. Даже самый технологически непродвинутый, но умеющий считать деньги начальник понял: Skype куда дешевле телефонной связи. Проблема cyberloafing тоже казалась решаемой: достаточно было разграничить доступ к определённым ресурсам Сети для различных категорий сотрудников. С вопросами безопасности корпоративных сетей IT-подразделения справлялись.

Всё бы хорошо, однако с широким распространением мобильных устройств возник новый феномен — BYOD (от Bring Your Own Device, «принеси на работу своё устройство»).

«BYOD сулит существенные преимущества и компаниям, и сотрудникам. Но воспользоваться этими преимуществами руководители бизнеса и информационно-технологических подразделений смогут, только если перестанут сводить дело к борьбе со связываемыми с BYOD угрозами для информационной безопасности и сохранности данных и займут активную позицию по внедрению BYOD. Для этого необходимы прописанные правила применения устройств мобильного доступа, организация соответствующей ИТ-поддержки и создание условий для использования некорпоративных приложений. В таком виде BYOD может принести неоценимую пользу как самой компании, так и её сотрудникам», — писал три года назад в своём блоге Дэйв Эванс, главный футуролог Cisco и главный технолог консалтингового подразделения Cisco IBSG.

Проблема не решена до сих пор. Внедрение MDM-технологий (Mobile device management), обеспечивающих контроль и защиту мобильных устройств, используемых организацией и её сотрудниками, обещает хорошие перспективы. Однако согласно опросу, проведённому компанией Check Point Software Technologies Ltd., 87% IT-специалистов уверены, что самая большая проблема в области безопасности мобильных устройств заключается в неосторожности самих сотрудников. 42% респондентов считают, что последние громкие случаи утечек данных связаны именно с небрежностью работников.

Вопросы этические — баланс между корпоративной безопасностью и конфиденциальностью личного пространства — похоже, вряд ли будут когда-то решены.

Gartner: Число мобильных и веб-приложений будет расти, в то время как количество традиционных приложений для PC будет сокращаться.

Приложений, в которых клиентом выступает браузер, а сервером — веб-сервер, пока ещё сравнительно немного.

Однако успешные продажи ноутбуков на Chrome OS (9,6% от общего числа проданных в США ноутбуков к концу 2013 года, по данным исследовательской компании NPD и 25% сегмента мобильных компьютеров стоимостью менее $300 в 2014 году) косвенно подтверждают прогнозы Gartner.

Сократилось ли число традиционных приложений для PC? Пожалуй, нет. Однако существенно изменились каналы распространения программного обеспечения и политика ценообразования компаний-разработчиков. Так, софтверный гигант Adobe уже отказался от годовых лицензий на ПО в пользу ежемесячной оплаты, а сервис Adobe Creative Cloud пришёл на смену Adobe Creative Suite.

Растёт и число мобильных приложений.

График роста числа мобильных приложений в Windows Store.

По данным Microsoft, в сентябре 2015 года число приложений, доступных в Windows Store, составило 669 тысяч. Это суммарный показатель, включающий программное обеспечение для компьютеров, ноутбуков и планшетов на Windows и приложения для смартфонов на Windows Phone. И хотя до успехов Google Play и AppStore (1,7 и 1,6 млн приложений соответственно) ещё далеко, появление Windows 10, стирающей границы между десктопной и мобильной версиями ОС, возможно, позволят Windows Store приблизиться к лидерам.

Gartner: Интернет выходит за пределы компьютеров и мобильных устройств в такие области применения, как оборудование и потребительские товары, особенно — автомобили и телевизоры.

Как говорится, в яблочко.

Наиболее красноречивый пример — мировые продажи Smart TV.

 

В Gartner предпочитают говорить не об Интернете вещей (Internet of Things), а о Всеохватывающем интернете (Internet of Everything).

Термин «Интернет вещей» был предложен основателем исследовательской группы Auto-ID при Массачусетском технологическом институте Кевином Аштоном (Kevin Ashton) в 1999 году на презентации для руководства Procter & Gamble. В самом общем смысле, Internet of Things — это сеть идентифицируемых физических объектов, взаимодействующих по стандартным протоколам между собой и с окружающим миром. «Умный» дом, «интеллектуальная» электроника — это Internet of Things.

Internet of Things: Американская компания Corning выпустила этот видеоролик в 2013 году.

Интернет вещей — всего лишь часть Всеохватывающего интернета, объединяющего людей, вещи, данные и процессы или, по версии Gartner, «четыре интернета: людей, вещей, информации и мест» (four «internets»: people, things, information and places).

Говорить о том, что Internet of Everything стал реальностью, пока преждевременно. Однако интернет вещей — это уже сегодняшний день.

Примечательно, что в прогнозе на нынешний год Всеохватывающий интернет был исключён Gartner из списка трендов.

Gartner: Доступ к контенту, хранящемуся в «облаке», будет возможен с использованием любого устройства, и вопрос — какие именно устройства используются — станет несущественным.

Точное попадание. Google Drive и Google Docs, iCloud, Яндекс.Диск, Dropbox, OneDrive и OneNote — сегодня сложно себе представить, что совсем недавно мы вполне обходились без облачных хранилищ. Ноутбук, десктоп, смартфон, планшет — какая теперь разница, чем мы пользуемся? Информация доступна отовсюду, как для просмотра, так и для изменения.

Gartner: Мировые продажи 3D-принтеров увеличатся на 98% в 2015 году с последующим удвоением в 2016 году в штучном выражении. 3D-печать получит широчайшее распространение в течение ближайших трёх лет. 3D-печать является реальным, жизнеспособным и экономически эффективным средством для снижения затрат для мелкосерийного производства.

Сегодня при помощи 3D-принтера можно создавать дома, оружие, детали автомобилей, некоторые продукты и даже сами 3D-принтеры.

3D-принтер, созданный в рамках проекта RepRap, способен воспроизводить себе подобных, то есть 3D-принтеры.

Однако пока технология не нашла широкого применения. Полноценной заменой металлорежущих станков, например, 3D-принтеры не стали, а на потребительском рынке продажи оказались провальными.

«Мы по-прежнему не видим роста в потребительском сегменте этого рынка, — заявил Терри Уолерс (Terry Wohlers), президент консалтинговой компании Wohlers Associates и аналитик рынка 3D-принтеров. — Эти устройства сложны в использовании, и очень часто купленные для дома принтеры просто пылятся без пользы».

II квартал нынешнего года один из ведущих производителей 3D-принтеров 3D Systems закончил с чистым убытком в $13,7 млн. Продажи другого лидера рынка — компании Stratasys — упали на 13%.

Gartner: Смартфоны и другие носимые устройства теперь являются частью как рабочего, так и публичного пространства, которые должны быть адаптированы для мобильных пользователей. Это создаёт дополнительные сложности в управлении для IT-подразделений.

Только смартфонов в прошлом году было продано в мире 1,2 миллиарда; не считаться с такими цифрами могут сегодня разве только Северная Корея и Бутан. Одним из путей решения проблемы управления может быть создание унифицированного интерфейса для большинства устройств и решение вопросов, связанных с их совместимостью друг с другом.

Мощный шаг к унификации и созданию своей экосистемы, объединяющей устройства различных типов и классов, сделала недавно компания Microsoft, выпустившая Windows 10. Не отстаёт и Apple. Однако серьёзно говорить об экосистеме Google с Android OS пока не приходится.

Gartner: Бизнес столкнётся с огромными объёмами структурированных и неструктурированных данных, поступающих из социальных медиа и с мобильных устройств. Big Data по-прежнему остаётся инструментом анализа, но концентрироваться нужно на том что именно можно извлечь из массива данных.

Прекрасным примером анализа поведения пользователя (в математическом смысле — анализа массива данных) уже давно являются сервис контекстной рекламы Google AdWords, аналогичные разработки Яндекса и других провайдеров подобных услуг. А сервис Yandex Data Factory, появившийся в конце прошлого года, позволил компании Wargaming.net получать данные о лояльности и удовлетворённости аудитории World of Tanks (WoT) и предсказывать периоды оттока игроков на основании особенностей их поведения в игре.

С призывом «Every app now needs to be an analytic app» («Каждое приложение теперь должно быть аналитическим приложением») в Gartner, конечно, поспешили. Однако вряд ли нам придётся долго ждать превращения любого мобильного приложения в источник самой разнообразной информации о пользователе.

По данным опроса Tech Pro Research, наибольшее распространение технологии Big Data получили в телекоммуникационной отрасли.

Gartner: Создаются предпосылки для появления «умных» машин (подобных IBM Watson): «интеллектуальных» личных помощников, консультантов, самообучающихся систем и первых образцов общедоступных автономных транспортных средств. Эра «умных» машин станет началом самой прорывной («most disruptive») эпохи в истории IT.

Согласно прогнозу Gartner, эпоха «умных» машин наступит не ранее 2020 года. Трудно сказать, появятся ли к этому времени «умные» персональные помощники и консультанты, но крупные автопроизводители уже называют такие же сроки, говоря о выходе на рынок роботизированных автомобилей. Об этом заявили General Motors, Tesla и Nissan.

«Умный» помощник в Land Rover составляет подходящий маршрут в соответствии с расписанием дня владельца и картой пробок на дорогах.

Не исключено, что Apple Inc. тоже сейчас работает над проектом полностью автономного автомобиля, сообщает Bloomberg. Имея $178 млрд свободных средств, компания вполне может повторить успех Илона Маска, который в рекордные сроки вышел на автомобильный рынок, считает информагентство.

Gartner: Будущее — за веб-ориентированной IT-архитектурой бизнеса, примерами которой сегодня могут служить Google, Facebook и Amazon.

С этим прогнозом трудно спорить. Очевидно, что бизнес-процессы, ориентированные на совместную работу различных подразделений компании, внедрение SaaS (Software as a service, программное обеспечение как услуга) и IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как услуга), веб-ориентированные модели предоставления услуг и т. д. открывают новые возможности как для сокращения затрат предприятия в долгосрочной перспективе, так и для более гибкого и быстрого реагирования на изменяющиеся условия рынка.

«Методы Web-масштаба применимы к организациям разного размера и могут быть адаптированы для поддержки широкого спектра деловых результатов. Через комбинирование облачных услуг и собственного оборудования, верное для конкретной организации, подход Web-масштаба может превратить ИТ в осязаемое конкурентное преимущество для мелких компаний — так, как он сделал это для интернет-гигантов», — считает Камерон Хайт (Cameron Haight), вице-президент по исследованиям Gartner.

В Gartner обращают внимание на то, что веб-масштабирование будет происходить постепенно, поскольку его распространение связано с развитием самых разнообразных IT-технологий.
Пока использование облачных технологий в бизнесе, например, происходит неравномерно. Так, опрос, проведённый статистической службой Евросоюза в декабре 2014 года, показал, что в Финляндии облачными услугами пользуется 51% компаний — это максимальный уровень распространения cloud computing в Европе. Одна из причин этого — широкое распространение в Финляндии услуг SaaS, проникновение которых достигает 90%, и которые образуют большую часть её рынка облачных вычислений.

Второе место по итогам опроса занимает Италия (40%). Высокие показатели в этой сфере имеют и другие европейские страны — 39% компаний в Швеции и 38% в Дании. Средний же уровень проникновения облачных сервисов по Евросоюзу составляет 19%. В опросе участвовали 150 тыс. компаний из 28 стран.

Gartner: Возможностей традиционных моделей защиты информации (брандмауэров, например) становится недостаточно. Наступает время более сложных IT-решений. В частности, сами приложения будут снабжены функциями безопасности и самозащиты.

Тенденция по встраиванию в отдельные пользовательские приложения тех или иных опций безопасности последнее время прослеживается всё отчётливее. Однако тем, кто работает в «Лаборатории Касперского» и других компаниях, создающих программное обеспечение, обеспечивающее безопасность системы в целом, рано уходить на покой. Завораживающая идея — приложения, сами полностью отвечающие за собственную безопасность — пока не реализована: согласно отчёту Google, потенциально опасные приложения в прошлом году были установлены на 1% устройств под управлением Android OS по всему миру. Самый низкий процент заражённых Android-устройств — в США, самый высокий — в России — 3—4%.

Таковы результаты предварительной «сверки» реальности с аналитическими предсказаниями двухлетней давности. Gartner публикует прогнозы развития мировой IT-индустрии на протяжении многих лет каждую осень. Нынешняя не стала исключением — новый прогноз вице-президент компании Брайан Бейкер (Brian Baker) обнародовал на Gartner Symposium в Кейптауне в конце сентября. Несколько уточнённая версия была представлена 6 октября на Gartner Symposium/ITxpo в Орландо.

Вот новая десятка IT-трендов:

1. Device Mesh (сетка устройств, сцепление устройств). Дальнейшее развитие и совершенствование технологий взаимодействия «умных» устройств между собой и c пользователем.

2. Ambient UX («средовой» пользовательский опыт, опыт взаимодействия со средой). Device Mesh создаёт основу для нового непрерывного и постоянного пользовательского опыта, получаемого из всей окружающей человека среды. Взаимодействие со средой, возможности которой расширены за счёт дополненной и виртуальной реальности само по себе имеет огромный потенциал, но это лишь один аспект Ambient UX. Опыт будет аккумулироваться устройствами, распространяться на всю «сетку устройств», растекаться за её границы, обеспечивать преемственность при смене устройств и локаций (в том числе за счёт IoT-датчиков) и формировать среду, максимально комфортную для человека, пространство, с которым можно взаимодействовать с максимальной эффективностью. В Gartner считают, что Ambient UX до 2018 года станет новой технической философией: разработчики будут не просто проектировать новые мобильные приложения, но стараться включить с их помощью самые разные устройства, от смартфонов до автомобилей и целых заводов, в единую основанную на опыте среду. Пиком развития Ambient UX будет момент, когда мы перестанем понимать, что используем отдельное конкретное приложение.

3. 3D Printing Materials (материалы для 3D-печати). Развитие технологий 3D-печати фокусируется на возможности использования всё большего количества материалов — от человеческих тканей и продуктов питания до стекла и углеродного волокна. Эти инновации станут движущей силой для роста спроса на 3D-принтеры и расширят сферу их применения.

4. Information of Everything (всеохватная информация, информация обо всём). Всё в цифровой сети производит информацию: текстовую, аудио, видео, сенсорную, контекстную, и прочая, и прочая. Один современный автомобиль за время эксплуатации генерирует до 10 терабайт фиксируемых данных, но его бортовой компьютер может хранить только 25 гигабайт. Gartner прогнозирует, что к 2020 году между собой и с пользователями на Земле будет взаимодействовать 25 млрд устройств. Появятся стратегии и технологии, которые должны будут связать между собой и обработать огромные массивы данных из самых разнообразных источников и привнести смысл в потоки информации, сегодня часто кажущиеся хаотичными. Другой стороной этой тенденции станет проблема хранения: постоянно нужно будет решать, какая часть бесконечного потока информации стоит того, чтобы её сохранять и анализировать.

5. Advanced Machine Learning (продвинутое машинное обучение, глубокое обучение). Взрывной рост числа источников информации делает классические методы вычисления неэффективными. Будущее — за глубокими нейронными сетями (DNNS), которые позволят создать машины, способные самообучаться и автономно познавать мир. Это позволит автоматизировать задачи и поможет решить ключевые проблемы, связанные с тенденцией Information of Everything.

6. Autonomous Agents and Things (автономные программы и устройства). Продвинутое машинное обучение приведёт к появлению множества способных действовать автономно или, по крайней мере, полуавтономно, умных машин и приложений: роботов, дронов, автономных транспортных средств, а также виртуальных личных помощников и смарт-консультантов, оснащённых процессорами естественного языка. Сегодняшние предшественники «умных агентов» — широко известные Google Now, Cortana и Siri. Аналитики Gartner считают, что руководителям предприятий необходимо будет искать возможности максимально эффективного использования смарт-агентов — с целью высвободить людей для работы, которую может делать только человек. Autonomous Agents and Things — долгосрочный тренд, эта отрасль будет постоянно развиваться и расширяться в ближайшие 20 лет.

7. Adaptive Security Architecture (адаптивная архитектура безопасности). Системы безопасности и сегодня регулярно обновляются, но этого недостаточно, чтобы признать их по-настоящему адаптивными. Тотальная диджитализация экономики и распространение облачных услуг и открытых API, глубокое включение в системы предприятий и организаций не только сотрудников, но также клиентов и партнёров создают огромную «поверхность угроз». Традиционные методы защиты на основе правил безопасности в такой ситуации становятся малоэффективными, невозможной представляется и круговая оборона при помощи защитных структур, сконцентрированных на внешней границе системы — в силу размытия границ так таковых. В будущем структуры IT-безопасности должны быть интегрированы в каждую часть бизнес-процесса, каждый сегмент должен будет защищать себя сам. При этом руководителям подразделений, отвечающих за безопасность, следует отдавать предпочтение прогностической модели защиты, готовой постоянно гибко реагировать на любые изменения. Важной частью архитектуры безопасности должен стать анализ поведения пользователя и клиента, позволяющий прогнозировать и предотвращать угрозы.

8. Advanced System Architecture (продвинутая системная архитектура). Сетки устройств, обрабатывающие средовой опыт, и самообучающиеся умные машины потребуют серьёзных и при этом гибких вычислительных мощностей. Это повлечёт, во-первых, более частое использование графических процессоров, в том числе для вычислений, не связанных с графикой, и, во-вторых, широкое применение в аппаратных решениях программируемых логических интегральных схем (ПЛИС). По мнению вице-президента Gartner Дэвида Керли (David Cearley), система, построенная на графических процессорах и ПЛИС, будет работать в большей степени как человеческий мозг, который особенно подходит для глубокого обучения и других алгоритмов сопоставления с образцом, используемых умными машинами.

9. Mesh App and Service Architecture (архитектура сетки приложений и сервисов). Жёсткие линейные решения (вроде распространённой трёхуровневой архитектуры «клиент — сервер приложений — сервер баз данных») уступят место более слабосвязанному интегративному подходу — архитектуре сетки множества приложений и сервисов, в том числе программно-определяемых, не привязанных жёстко к физической структуре сетей и устройств. Такая микросервисная архитектура позволяет достичь высокой производительности, масштабируемости и гибкости как при локальном использовании, так и при работе с применением облачных технологий.

10. Internet of Things Platforms (платформы для интернета вещей). Интернет вещей, как уже отмечалось выше, — реальность, сегодня существует масса бытовых устройств, подключаемых к мировой Сети. Однако сейчас он не производит впечатления такого же единого бескрайнего пространства, как, например, Web, он дискретен. Причина — IoT-платформы: базовые наборы принципов и протоколов подключения, управления, адресации и так далее. В настоящий момент среди разработчиков систем, образующих Интернет вещей, нет договорённостей об общих стандартах, и в Gartner не ожидают их появления, по крайней мере, до 2018 года. Компании должны быть готовы к работе в условиях конкуренции различных поставщиков IoT-решений, не совместимых друг с другом.

Денис Яковлев :Закончил отделение психологии факультета психологии и педагогики ОГУ. Преподавал в вузе, учился в аспирантуре. В журналистике — с 2004 года. Работал в региональных печатных изданиях и в ИА «Интерфакс». Специализация — IT, экономика, психология.