Слёт просветителей 2018: наши любимые лекции и мастер-классы

На последнем Слёте просветителей было особенно много докладов, которые могут быть интересны не только научным журналистам, а вообще всем. Так что мы собрали их на одной странице для вашего удобства.

10 ноября в Москве прошёл очередной «Слёт просветителей» — ежегодная конференция популяризаторов науки, которую проводит фонд «Эволюция». Мы сходили на него и впечатлились, а теперь наконец можем поделиться с вами понравившимися докладами и мастер-классами, потому что «Эволюция» выложила все их на YouTube. Чуть позже на сайте Слёта появятся презентации и другие материалы — там, например, можно будет узнать, на какие исследования ссылается выступающий.

Лекции

Если бы нам нужно было посоветовать вам только один доклад, мы бы точно выбрали «Управляя ожиданиями: является ли повышение престижа науки безусловно полезным?» Петра Талантова. Авторам научпопа он нужен, потому что заставляет переосмыслить подход к работе, читателям — потому что настраивает на здоровый скептицизм. Спойлерить не будем — лучше смотрите сами, оно того стоит; но основной посыл, кратко: популяризация — не безусловное добро. Научные коммуникаторы могут ухудшить ситуацию в науке, поспособствовать появлению недобросовестных исследований и подстегнуть сторонников теорий заговора. При этом «выхлоп» от просветительской деятельности далеко не такой заметный, как хотелось бы. Почему так происходит, где начинаются проблемы, и какой подход помог бы их решить — смотрите в ролике ниже. Мы вам очень, очень рекомендуем (а если вас напрягает посторонняя музыка на заднем плане, потерпите 4 минуты — она кончится).

Упоминались:
Endpoint News;
Estelle Dumas-Malett et all (2017) Poor replication validity of biomedical association studies reported by newspapers;
John P.A. Ioaniddis (2005) Why most Published Research Findings Are False.

Ещё одно выступление, которое нам особенно полюбилось — лекция Катерины Губы «Publish or Perish: жизнь учёных до и после». Если вам интересна академическая жизнь изнутри, если вы слышали о мусорных журналах, индексе Хирша и наукометрических показателях, ролик наверняка вам понравится. Пишут ли учёные сейчас больше статей, чем раньше? Почему «естественники» читают иначе, чем «гуманитарии»? И как всё это связано с научными прорывами? Узнать это можно всего за 20 минут.

Возможно, наши читатели помнят, что историк космонавтики Антон Первушин судился с телеведущим РЕН ТВ Игорем Прокопенко. На «Слёте просветителей» Первушин рассказал, как проходил суд и чем дело кончилось — и это настолько абсурдная трагикомическая история в духе Салтыкова-Щедрина, что даже огорчаться толком не получается. В коротком ролике ниже — эпичная юридическая битва добра со злом:

Соосновательница популярного Telegram-канала «Намочи манту» Дарья Саркисян объясняет, почему вы не сможете повторить его успех. «Предполагается, что мы знаем, как сделать так, чтобы кто-то мог повторить то же самое. Проблема в том, что мы вообще не представляем, как это произошло», — говорит она первым делом. Внезапно выясняется неочевидный для некоторых факт: чтобы прославиться, мало делать «качественный контент», важно ещё оказаться в нужное время в нужном месте. К счастью, на эти печальные новости уходит минута или две — оставшееся время Дарья объясняет, как «делать нормально», если уж вы завели канал или блог.

Вы когда-нибудь видели научные турниры? А они существуют. О том как они устроены, на Слёте рассказывал выпускник «Школы лекторов» «Эволюции» Антон Голышев. Рассказывал настолько интересно, что слушатели спрашивали — а где, где найти такие турниры? И хотя во время лекции Антон об этом не говорил, позже он написал статью для «Теорий и практик», где перечислил основные научные соревнования в крупных городах.

Вы, наверное, слышали про «Открытую лабораторную» — мероприятие, где можно проверить свои знания по «естественным» наукам, а потом посмотреть научное шоу. Та же команда 1 октября запустила Laba.Media — портал, который фактически готовит к этой самой «лабораторной», объясняя, как устроен мир. Но есть нюанс: сложных научных новостей здесь нет, только видео, подкасты, короткие гайды и тесты. На Слёте руководитель Лабораторной Евгений Насыров рассказал, как команда придумывала формат, с какими проблемами столкнулась и главное — как научилась превращать ошибки в средство продвижения.

В этом году в России впервые прошёл фестиваль Pint of Science, в ходе которого учёные читают лекции в барах. Насколько успешно всё получилось, чем организация в России отличается от таковой за рубежом и каково работать с волонтёрами рассказала на Слёте программный директор проекта Виктория Моисеева.

«Удивительные люди» — шоу о необычных способностях, шедшее на центральном ТВ в прайм-тайм. Кажется, что в таком формате нет места науке. Но нейробиолог и «научный эксперт» проекта Василий Ключарёв рассказал на Слёте, что и в этом проекте попадаются люди, достойные изучения. Кто на самом деле удивил исследователей, какие шарлатаны приходили в студию и каково быть учёным в развлекательной программе — в ролике ниже.

Вы наверняка знаете, что ПостНаука — это лекции известных учёных в стиле «говорящих голов». А вы видели их мультфильмы? Читали новую художественную книжку? Об экспериментах научно-популярного проекта рассказал главный редактор Андрей Бабицкий.

Упоминались:
Краткая история всего;
Байки из грота;
Радиорубка.

Выпускница и ментор «Школы лекторов» «Эволюции» Полина Кривых составила подробную классификацию научно-популярных форматов со всеми их плюсами и минусами. Рядовым посетителям научпоп мероприятий может быть не очень интересно, но тем, кто собрался провести мероприятие в своём городе, лекция будет полезна. Она поможет определиться: хотите ли вы организовать лекцию, публичные дебаты, устроить Science Slam или что-то ещё, брать или не брать деньги за вход. Кстати, если вы слышали о региональных лекториях, будет здорово, если вы напишете о них в комментариях под видео. А презентацию Полина уже выложила во ВКонтакте.

Мастер-классы

Помимо лекций, на «Слёте» можно было посмотреть мастер-классы учёных и популяризаторов. Причём из-за насыщенной программы приходилось постоянно выбирать, куда пойти, и от чего-то отказываться. Но теперь можно увидеть всё, да ещё в уюте собственной квартиры за чашкой горячего чая. Коротко упомянем о том, что нам особенно запомнилось.

Кандидат филологических наук и лауреат премии «Просветитель» Александр Пиперский рассказывал «Как сделать из детей учёных». Об этом мастер-классе нужно знать две вещи: во-первых, речь о том, как заинтересовать детей лингвистикой, а не наукой в целом; во-вторых — даже если вы не филолог, не преподаватель, ничего не знаете о лингвистике и вообще у вас нет детей, лекция Пиперского (по крайней мере, первые полчаса) может вас заинтересовать. Собственно, именно тем, кто не имеет представления о лингвистике, мастер-класс будет полезнее всего — он представление даст, пусть и не исчерпывающее. А учителя и преподаватели узнают, почему дети интересуются «наукой о языке» и что делать со школьниками со слабой мотивацией.

Упоминались:
Лингвистические задачи А. Зализняка;
Национальный корпус русского языка.

Ася Казанцева (признана Минюстом РФ иноагентом) подробно и честно рассказала не только о творческом процессе, работе с редактором и прочих «технических» деталях написания книжки, но и о том, что случается с автором после её выхода. Как определить, насколько актуальна тема? Когда пора искать издателя, что ему показывать и сколько ждать ответа? Что самое главное в написании книжек и, собственно, стоит ли оно того? И, наконец, что делать с хейтерами? За полтора часа Ася ответила на эти и множество других вопросов слушателей — наслаждайтесь:

Мастер-класс «Как заставить технику(ов) работать?» целиком посвящён «скучным» бытовым деталям, которые могут испортить мероприятие. Проблемы с микрофонами, камерой и батарейками, презентации, которые «выжигают» глаза — для развлечения выступление Артура Залевского смотреть бессмысленно, но для начинающих организаторов оно бесценно. Артур описывает множество «подводных камней», о которых лучше знать заранее.

Юлия Коровски :