Древнейший сапиенс — на сей раз сибирский: Усть-Ишим и его ДНК

Дилогия Станислава Дробышевского «Достающее звено».

Наконец-то увидела свет книга замечательного учёного и популяризатора, научного редактора antropogenez.ru, кандидата биологических наук Станислава Дробышевского. Книга выпущена издательством Corpus в серии Primus при поддержке фонда «Эволюция». Первый том называется «Обезьяны и все-все-все», в нём Станислав рассказывает о тех, кто внёс вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Второй том «Люди» посвящён, как не трудно догадаться, людям — совсем древним и не очень. Станислав рассказывает сколько, чего и как мы от них унаследовали, и в кого можем превратиться в будущем. С разрешения издательства мы публикуем отрывок из девятой главы второго тома под названием «Древнейший сапиенс — на сей раз сибирский: Усть-Ишим и его ДНК».

Где только ни находили древнейших сапиенсов — на Калимантане и в Южной Африке, Китае и Англии, Австралии и Лаосе… Наша же матушка Рассеюшка доселе как-то оставалась в стороне от мирового тренда. Велика Россия, но холодна, не очень-то стремились на её бескрайние просторы древние гоминиды. Тем более неожиданно и радостно, что теперь древнейший сапиенс прописан у нас, в Омской области, на реке Иртыш. Недалеко от села Усть-Ишим Николай Перистов еще в 2008 г. нашёл бедренную кость человека, да не простую, а в сопровождении многочисленных останков мамонтовой фауны, что как бы тонко намекало на немалую древность. Проведённое всестороннее исследование, результаты которого ныне опубликованы в журнале Nature, не только подтвердило эту догадку, но дало массу новой информации (Fu et al., 2014).

Усть-ишимский человек жил 45 тыс. лет назад — как раз в самый ответственный момент истории Homo sapiens, когда первые кроманьонцы начали расселяться по планете. Когда начался этот исход, никому не ведомо, обычно называются осторожные цифры «от 150 до 40 тыс. лет назад», но наиболее вероятным интервалом является 80—45 тысяч, причём генетики склоняются к более древним, а археологи и антропологи — молодым цифрам. Теперь же мы можем быть уверены, что как минимум 43 тыс. лет назад (минимальная возможная дата для Усть-Ишима с учётом погрешности) люди не только вышли с Чёрного континента, но и добрались до берегов Иртыша.

Морфология кости, почти полностью проигнорированная в основном тексте статьи, на самом деле весьма интересна. Например, подвертельное сечение диафиза (в верхней части кости) оказывается у человека из Усть-Ишима строго промежуточным между неандертальским и кроманьонским вариантами. Середина кости все же более продвинутая, но тоже на грани неандертальских значений. Трудно сказать, обусловлены ли эти вариации больше происхождением или образом жизни, но архаичность налицо. Впрочем, слабый изгиб кости и сильное развитие шероховатой линии в виде пилястра на задней стороне — явные сапиентные черты, резко отличные от неандертальского строения. Для особо же сомневающихся был проведён анализ генома, обсуждению коего, собственно, и посвящена основная часть статьи.

Геном усть-ишимца оказался ожидаемо сапиентен. У него вовсе нет денисовской примеси, а неандертальской обнаружилось примерно 2,3%; при том же способе подсчёта у европеоидов её оказывается 1,6—1,8%, а у монголоидов — 1,7—2,1%. Отсюда следует, что усть-ишимец не так далеко отстоит по времени от момента метисации. Авторы статьи оценивают этот срок в 7—13 тыс. лет, то есть, учитывая датировку самой находки в 45 тыс. лет, смешение должно было происходить 52—58 тыс. лет назад.

В общем, сплошная красота и торжество науки. Но критиканская жилка не даёт мне покоя, почему не могу не вставить своё но!

Во-первых, занимательно, что авторы статьи постулируют, что неандертальская примесь появилась у сапиенсов 37—86, даже более вероятно — 47—65 тыс. лет назад. Занимательно это потому, что те же самые авторы 15 лет назад отвергали какую-либо примесь неандертальцев вообще, а потом высчитывали её появление 50—80 тыс. лет назад. Ещё год назад звучало, что у современного человека от 1 до 4% «неандертальщины», теперь же градус понижен в полтора раза. Так и хочется воскликнуть: доколе, господа генетики?! Сколько можно менять даты и проценты, притом что классические антропологи те же выводы делали ещё десятилетия назад, когда молекулярной генетики не было и в помине?

Во-вторых, западные исследователи, конечно, не могли удержаться от намёка на русскую дикость. В конце комментариев к статье Крис Стрингер заявил: «Это просто случайная находка в отложениях сибирской реки. То ли ещё будет, когда они начнут смотреть систематически?»

Как бы и нет Института археологии РАН, археологов из множества иных институтов и их бесчисленных экспедиций. Дикая Сибирь, кости по берегам бесхозные, бесприглядные валяются, так и ждут, когда «они» начнут искать их систематически… Видимо, мало возил Анатолий Пантелеевич Деревянко зарубежных коллег по сибирским раскопам. Грустно, товарищи!

Но исследования продолжаются, от Эфиопии до Омска путь неблизкий, где-то ещё скрываются останки предков, а потому мы вправе ждать новых открытий.