Конец 2016 года ознаменовался прекрасным событием — в издательстве «Альпина нон-фикшн» при поддержке фонда «Эволюция» вышла книга французского антрополога Паскаля Буайе «Объясняя религию. Природа религиозного мышления». Это произведение, которое рассказывает, как возникли обряды и почему люди XXI века продолжают верить в высшие силы, уже успели прорекламировать многие учёные и популяризаторы науки. Например, биолог Александр Панчин в своём посте об итогах 2016 года написал: «…вышло много новых научно-популярных книг на русском языке. Лично мне мила книга антрополога Паскаля Буайе». О книге и «религиозных» ритуалах у шимпанзе и других животных XX2 ВЕК решил поговорить с научным сотрудником лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО, сооснователем проекта yCamp и, по совместительству, редактором русскоязычного издания, Ильёй Захаровым.
XX2 ВЕК. Недавно все СМИ дружно отписали про «проторелигиозные ритуалы» у шимпанзе: обезьяны швыряют камнями в определённые деревья. Это действительно можно назвать ритуалом?
Илья Захаров. Начнём с проторелигиозных ритуалов (я, правда, как-то пропустил эти новости в СМИ). Вообще, разговоры про наличие ритуалов у животных начались не сегодня. Ещё в своих классических работах (например, в книге «Так называемое зло») австрийский зоолог и зоопсихолог Конрад Лоренц писал о том, что есть определённые типы поведения у животных, функция которых — снижать внутривидовую агрессию. Так что, в принципе, ритуалы у животных бывают. Сложнее с «проторелигиозными» ритуалами. Я встречал работы, в которых говорилось о том, что некоторые животные могут «оплакивать» своих умерших собратьев. Так что я готов поверить, что проторелигиозное мышление у шимпанзе существует. Но с далеко идущими выводами на этот счёт я бы не торопился (прим. XX2 ВЕК: Александр Соколов придерживается того же мнения).
Кстати, хорошая критика упрощённых представлений об этом есть, например, тут.
XX2 ВЕК. А существуют ли какие-то «религиозные» ритуалы у других животных, не у шимпанзе?
И. З. Существуют описания интересного поведения, например, у слонов. Но тут лучше читайте первоисточник на портале «Антропогенез.ру».
Если даже с хорошо изученным шимпанзе не удаётся до конца разобраться, то с более далёкими родственниками из животного мира точно следует быть осторожными в выводах.
XX2 ВЕК. Можем ли мы предположить, какими могли быть первые верования у людей? Первые боги были антропоморфными или нет?
И. З. У нас есть существенные основания предполагать, что даже «первые боги» обладали антропоморфными характеристиками. Подробнее об этом можно прочитать у Паскаля Буайе: автор разбирает представления об антропоморфизме у антропологов Стюарта Эллиота Гатри и Джастина Барретта. При этом, согласно Буайе, всё на самом деле несколько сложнее. Принципиально важна для представлений о богах не их антропоморфная сущность, а то, какими силами они наделяются и как это свидетельствует о когнитивных механизмах у нас в голове.
XX2 ВЕК. Для некоторых традиционных народов характерны различные непростые погребальные практики. Можно ли тут провести параллель «чем сложнее захоронения — тем сложнее религиозное мышление»?
И. З. Думаю, нельзя. Сложность захоронения может быть связана с очень разными факторами, в том числе, например, с доступностью необходимых для ритуала материалов. И это если не говорить о том, что «сложность религиозного мышления» — это термин, о сути которого можно долго спорить.
XX2 ВЕК. Такой вопрос. Одни учёные говорят, что трепанации наши предки делали с религиозными целями, другие — с медицинскими. А какого мнения придерживаетесь вы?
И. З. Мне кажется, мы в данном случае не можем отделить религиозные цели от медицинских, вполне вероятно, что они были тесно переплетены между собой. Выделение медицины в совершенно отдельную сферу деятельности происходило очень медленно.
XX2 ВЕК. Традиционно в СССР объясняли возникновение религии тем, что человек был беззащитен перед силами природы, всего боялся, и вот придумал вымышленные объяснения происходящему. Насколько эта гипотеза правдоподобна с современной точки зрения?
И. З. Читайте Буайе. =)
А вообще, такое объяснение явно не учитывает все особенности религиозного мышления. Религия гораздо больше говорит о тех особенностях нашей психики, которые остаются неизменными и сейчас, когда мы уже, вроде бы, не так беззащитны. Например, когда-то религиозное мышление было одним из основных способов познания мира, ответа на вопросы о неизведанном. С течением времени, эта роль, конечно, по праву перешла к научному методу, в связи с его большей эффективностью. Но не стоит забывать и о религиозных истоках.
XX2 ВЕК. Последний вопрос. Скажите, пожалуйста, кому бы вы порекомендовали прочитать книгу Буайе в первую очередь?
И. З. Честно говоря, всем. Мне кажется, что Буайе удалось так подойти к важному вопросу о религиозном мышлении, что и борцы с религией, и религиозные люди смогут найти для себя много интересных и небанальных мыслей.