Новый штамм коронавируса может закрыть школы надолго

Новый, более заразный вариант COVID-19 снова заставляет балансировать между двумя неприятностями: закрытыми школами и риском быстрого распространения пандемического вируса в классных комнатах. Исследования, проведённые до появления нового штамма, казалось, обнадёживали: согласно им, вспышки в школах происходят редко, даже при относительно высоком общем уровне заразности вируса, поэтому школы не обязательно закрывать, а можно просто ограничить размеры классов и принять меры безопасности, включая маски. А если уровень заразности низкий, то эти меры безопасности могут и не иметь существенного значения, особенно для детей в возрасте до 10 лет.

Вспышка заболевания в начальной школе в Нидерландах, вызванная новым вариантом вируса, подорвала эту уверенность. Тесты, проведённые среди 818 учителей, учащихся и их семей, показали, что инфицированы 123 человека — почти 15%, всего через месяц после выявления первого случая в школе, в которой дети и учителя не обязаны были носить маски. Новый штамм стал виновником большей части этих случаев. На прошедшей неделе работники здравоохранения обратились к более чем 60 000 жителей региона, в котором находилась школа, к северу от Роттердама, с просьбой пройти тестирование на COVID-19, чтобы узнать, насколько широко он распространился среди местных жителей.

В Нидерландах дети приходят в школу на целый учебный день, все предметы преподаются в обычном режиме, а в начальных классах не обязательно носить маски. Это может измениться для тех регионов, где распространяется новый вариант вируса.

«Нам нужно быть гораздо более бдительными, особенно в помещении, и установить гораздо больше мер безопасности. Учитывая новый штамм, все виды деятельности, вероятно, будут гораздо более рискованными»,

говорит Мюге Чевик (Müge Çevik), специалистка по инфекционным заболеваниям из Университета Сент-Эндрю (University of St. Andrews).

Но Чевик по-прежнему считает, что школы будут безопаснее, чем, например, большие группы взрослых:

«До появления этого варианта начальные школы очень мало способствовали распространению вируса».

Новый штамм, B.1.1.7, впервые появился в Англии, и сначала самый высокий уровень заражения им наблюдался у детей. Это вызывало опасения, что дети могут быть особенно восприимчивы к штамму. Но более поздние анализы показывают: уровень заражения B.1.1.7 среди разных возрастных групп выглядит аналогично ситуации с более ранними вариантами вируса, при этом у детей в возрасте до 13 лет диагностируется гораздо меньше случаев, чем у подростков или взрослых. Первоначальный всплеск заболеваемости среди детей, вероятно, произошёл потому, что Англия закрыла многие предприятия на карантин, в то время как школы оставались открытыми.

Однако, поскольку новая версия почти на 50% более заразнее предыдущих вариантов, «мы скоро увидим гораздо больше очагов» инфекции, по словам Чевик.

В Нидерландах первый случай появился в школе Виллиброрда в конце ноября 2020 года и, по-видимому, быстро распространился. По словам врача регионального департамента здравоохранения Роттердама Эвута Фаноя (Ewout Fanoy), сообщения о многочисленных случаях заболевания в школе для детей от 4 до 12 лет, привлекли внимание в начале декабря.

«Мы были озадачены такой большой вспышкой среди детей младшего возраста. Обычно мы видели значительные вспышки только в средних школах и университетах»,

говорит он.

16 декабря Нидерланды закрыли все школы в рамках всеобщего локдауна. По словам Фаноя, к тому времени 40% учащихся и почти половина персонала школы Виллиброрда сообщили о респираторных симптомах. Случаи также появились во второй школе, которая находилась в том же здании, и в школе в другом кампусе. В конце декабря заболевшая учительница школы Виллиброрда скончалась, хотя чиновники не сообщили, умерла ли она от осложнений, вызванных COVID-19, или по другой причине.

23 декабря в Лансингерланде вариант B.1.1.7 обнаружили у одного пациента, городского образовательного чиновника. Отслеживание контактов выявило связь со школой. 26 декабря команда медиков пригласила всех работников, учащихся и членов их семей на тестирование и через три дня протестировала 818 человек, выявив 123 случая. Все генетические последовательности вируса у инфицированных учителей и учеников, их на данный момент 46 человек, были вариантом B.1.1.7. (Десять членов семей были инфицированы другими вариантами вируса).

В начале января были оповещены семьи, связанные с двумя другими школами и шестью детскими садами, всего около 3000 человек, рассказывает Фаной. Более 1300 были протестированы, и на данный момент у 2% из них тест положительный. Команда проводит секвенирование образцов, чтобы определить, сколько человек заражены вариантом B.1.1.7.

«Реакция была невероятной. Общество горит желанием разобраться с этим»,

говорит Марион Купманс (Marion Koopmans), вирусологиня медицинского центра Erasmus в Роттердаме.

Пока более 80% случаев B.1.1.7 в регионе связаны со школой, включая случаи заболевания бабушек и дедушек учеников, говорит Янко ван Бик (Janko van Beek), эксперт в области общественного здравоохранения медицинского центра Erasmus, который работает над расследованием совместно с Фаноeм и Купманс.

В настоящее время исследователи, используя последовательности геномов вируса и данные о том, когда у кого появились симптомы, пытаются собрать воедино информацию о том, кто кого заразил, и определить пути распространения вируса.

Чтобы понять, насколько активно распространяется новый вариант, чиновники решили попытаться протестировать всю общину — 60 000 жителей.

«Стоит попробовать. Невозможно контролировать всё, но мы можем хотя бы задержать распространение этого варианта»,

говорит Купманс.

Несмотря на опыт голландского города, Канеция Циммерман (Kanecia Zimmerman), педиатриня Университета Дьюка (Duke University), которая вместе со своими коллегами осенью этого года отслеживала вспышки заболевания среди 100 000 учеников и сотрудников школ Северной Каролины, по-прежнему надеется, что при условии принятия строгих мер, даже при распространении нового штамма вируса, школы могут оставаться относительно безопасными. Она и её коллеги обнаружили, что даже в сообществах с очень высоким уровнем передачи инфекции — в которых четырнадцатидневная заболеваемость составляет более 900 случаев на 100 000 жителей — строгие требования к маскам и небольшие размеры классов (с посещением два дня в неделю) могут удержать вспышки заболеваний в школах на очень низком уровне.

И Лин Торстенсен Брандал (Thorstensen Brandal), экспертка по инфекционным заболеваниям Норвежского института общественного здравоохранения (Norwegian Institute of Public Health), пришла к такому же оптимистичному результату. В период с августа по ноябрь она и её коллеги отследили 292 контакта по 13 случаям, выявленным у учащихся начальной школы, проверяя каждый их контакт в начале и в конце десятидневного карантина. Только трое из выявленных людей, контактировавших с заболевшими школьниками, оказались инфицированными.

В Норвегии уровень инфицирования оказался относительно низким — лишь десятая часть от числа случаев в районе Северной Каролины, где работали Циммерман и её коллеги. Это может означать, что меры безопасности менее важны, по крайней мере, для детей младшего возраста: ученикам в Норвегии говорят оставаться дома, если они больны, но если нет — они ходят в школу на полный учебный день и не носят масок. Брендал и её коллеги расширяют своё исследование и включают в него не только начальные, но и средние школы, а также изучают последовательности вирусного генома. Это, как они надеются, позволит быстро заметить любые новые быстро распространяющиеся варианты.

По-прежнему остается открытым вопрос, не подорвут ли более заразные штаммы безопасность школ даже в таких странах, как Норвегия, признаёт Брендал. В Лансингерланде Фаной сообщает, что на тестирование записались 27 000 жителей и он ожидает результатов к концу недели. Эти результаты, по его словам, могут помочь определить, вернутся ли дети в классные комнаты в конце месяца, как и планировалось.

Гретхен Фогель (Gretchen Vogel) and XX2 век :