«Мне расхотелось узнавать новое без возможности об этом рассказать» — научпоп-блогер Артур Шарифов о книгах, математике и отказе от высшего образования

26 мая в Санкт-Петербурге прошел фестиваль Видфест, в котором, помимо многочисленных обзорщиков и стримеров, приняли участие и несколько представителей научно-популярного направления. Мы поговорили с одним из участников зоны «Наука», блогером, популяризатором и создателем образовательного портала Науч.Point Артуром Шарифовым.

Участники зоны «Наука» (слева направо): Артур Шарифов, Евгений «Топа» Попадинец, Илья Абилов, Ян Топлес, Дмитрий Побединский и Александр Панчин. || Фото: Видфест.

XX2 ВЕК. Расскажи, пожалуйста, как ты в научпоп попал?

Артур Шарифов. Случайно затянуло. Я приехал из Украины, из Донецкой области. Поступил в МГУ, на кафедру математической кибернетики и, в общем-то, наукой увлёкся благодаря университету. Периодически ездил домой, а во время войны жил у подруги, которая сама делала видео по языкам. Она и предложила сделать свой канал, раз я математик и программист. Канал я завёл, правда, он был не про науку…

XX2 ВЕК. Про жизнь в Йошкар-Оле?

А. Шарифов. Ох (тяжело вздыхает), это были пранки… я ходил и докапывался до людей.

XX2 ВЕК. Внимание: популяризатор Артур Шарифов начинал с пранков. Ужас.

А. Шарифов. Ну да… (Смеётся) а потом я всё-таки решил записать видео о том, почему нельзя делить на ноль. Меня об этом часто спрашивали, приходилось постоянно объяснять, и у меня к тому времени в голове уже сформулировался неплохой ответ.

Тогда же только зарождался канал QWERTY, и у них был классный ведущий — Дима Побединский. Мне так нравилось, что я один ролик случайно досмотрел до конца и узнал, что они ищут нового ведущего. Я подал заявку, меня взяли и обучили всем азам научной популяризации. Правда, через пару роликов у нас появились «творческие разногласия», и я ушёл и стал снимать ролики самостоятельно. Они очень классные ребята, просто там существуют некоторые формальности, которые мне не подходили, поэтому я начал свой канал о науке.

XX2 ВЕК. Какой был у тебя первый ролик как у популяризатора?

А. Шарифов. «Почему нельзя делить на ноль». Я там рассказал про понятие предела, бесконечно малой и бесконечно большой величины… подошёл к вопросу издалека и, наверное, это уже был научпоп… Потом на QWERTY мы делали ролик «Можно ли предсказывать будущее?» Это вероятно, можно считать первым профессиональным роликом: камеры, хромакей, целая команда помогала инфу собирать. Сейчас такого нет. Иногда, может, получается кому-нибудь скинуть текст прочитать… Как-то сейчас уже не так профессионально, видимо, скатываюсь (смеётся).

XX2 ВЕК. Сколько сейчас человек в команде?

А. Шарифов. На видео я один всегда. Иногда ещё Матвей в кадре появляется и оператор Герман, но он внештатный. Иногда сам снимаю… когда на улице, когда дома, когда на студии SciOne.

XX2 ВЕК. Сколько времени занимает производство видео?

А. Шарифов. От видео зависит. Самое тяжёлое — это всегда сценарий. Если беру тему, в которой я не очень разбираюсь, тогда может и месяц уйти: нужно прочитать несколько книг и обязательно перепроверить по нескольким первоисточникам. Если в теме я шарю, как в математике, например, продакшн занимает три-четыре дня и один день на сценарий. В среднем, неделя-две на ролик, бывает и больше.

XX2 ВЕК. Что-то изменилось в подходе к видео за время твоей деятельности?

А. Шарифов. Стало больше творчества. Я сейчас пытаюсь не просто ролики снимать, но и удовлетворять какие-то творческие потребности. Что-то художественное в них вкладывать, обыгрывать тему. Так как я бросил университет, обычная жизнь как-то ушла на второй план, а на первом — научная популяризация, я стал серьёзнее к этому относится. Это теперь смысл моей жизни.

XX2 ВЕК. Сколько у тебя всего роликов?

А. Шарифов. Сложно сказать… сейчас на канале около 30, но многое из старого я просто скрываю — мне они не нравятся — много «воды».

XX2 ВЕК. А есть такой, которым ты гордишься больше всего?

А. Шарифов. «Неразумный замысел». Там я прямо все свои порывы воплотил. Я хотел сравнить работу эволюциониста и детектива: они оба пытаются узнать, что произошло когда-то в прошлом, хотя их самих там не было. Они опираются на «улики», которые остались на «месте преступления», но, конечно, что-то уже исчезло, что-то осталось по чистой случайности. И в этом контексте, креационисты — это плохие детективы, которые много додумывают и не обращают внимания на то, что перечит их уже сложившейся в голове картинке. Получилось наиболее полно раскрыть тему, и его было очень тяжело готовить. Пришлось много разбираться — несколько книг проштудировать… два месяца ушло на создание этого ролика. Два месяца без видео — это два месяца без денег вообще. Пришлось из-за этого съехать с квартиры, жить у друзей…

XX2 ВЕК. Из-за одного ролика?

А. Шарифов. Да, но мне очень хотелось его сделать. Он получился большой — семь глав, пятьдесят минут в общей сложности. Для первой главы, где я рассказываю о появлении человека, мы даже нашли настоящий DeLorean… их всего в России два или три. Ещё есть глава о евгенике, где я в образе ученика Слизерина, который, само собой, ненавидит «грязнокровок». Там тоже пришлось много чего доставать, чтобы создать антураж. Ну и очень долгий монтаж. Конечно, пару месяцев спустя, я уже вижу, что добавить, возможно даже будет вторая часть. Но в творческом плане я реализовал себя полностью, и поэтому я им так горжусь.

Артур Шарифов в «машине времени». Кадр из видео «Неразумный замысел».

XX2 ВЕК. Ты сказал, что два месяца сидел без денег, то есть видео — это твой основной заработок?

А. Шарифов. Да, это основное. Есть партнёрская программа с YouTube, но с неё денег мало, особенно для Москвы — на квартиру еле хватает. Ну и интеграция рекламы. Последнее время появилось приличное количество больших, хороших брендов, которые хотят сотрудничать с научпоп-блогерами, так что мы не особо жалуемся. Они хорошо спонсируют и не просто «сделайте видео про нас», а просят что-то творческое, иногда сами идеи подкидывают. Недавно делал видео по теории игр вместе с Coca-Cola. Часто так берёшься за темы, которые никогда не взял бы. А так — зрителям есть новый контент, а блогерам — есть, что кушать.

XX2 ВЕК. Но у тебя ещё вроде бы есть образовательный портал?

А. Шарифов. Да, Науч.Point . Он пришёл потом. Мы им с Матвеем занимаемся, он совладелец сайта. Когда мне немного надоело делать видео по математике, мы решили изменить формат — создали образовательный портал, где ребята могут готовиться к разным экзаменам, решать пробные тесты… сейчас пытаемся добавить игровую механику, чтобы это ещё было и весело. Портал бесплатный, но есть курсы, на которые можно купить подписку. Цены у нас низкие: месяц — 390 рублей. Да, уровень у нас чуть более любительский, но тем, кому нравятся мои ролики и такие курсы, должно зайти. У нас уже есть математика, русский, химия… биология и английский — в работе. Для каждого предмета мы приглашаем преподавателей, которые готовит курс.

XX2 ВЕК. Сколько у вас уже учеников?

А. Шарифов. А это уже коммерческая тайна! (Смеётся) Ну, целевая аудитория — полтора миллиона выпускников в год. Каждый урок посвящён одному номеру в ЕГЭ. Даётся теория, примеры решения и фрагменты из разных учебников.

XX2 ВЕК. Нет планов по выходу в офлайн? Что-то вроде своей школы сделать?

А. Шарифов. Ну, это в перспективе. У меня очень мало возможностей для бизнеса, потому, что я гражданин Украины, а как дальше будет — посмотрим. Конечно, если бы преподаватели могли вести с учениками диалог — было бы лучше. В перспективе мы хотим открыть свою школу. У меня много опыта работы репетитором, я знаю, где пробелы и в чём проблемы. С научным методом в школах совсем беда, его вообще не объясняют. Особенно мне больно за то, что происходит с математикой. Математика это не естественная, а точная наука. Это язык, на котором работает всё остальное. Все структуры в математике — идеальны, но этого в школах-то и не объясняют.

У многих возникает закономерный вопрос: а зачем тогда математика, кому это вообще нужно? Я пытался как-то это объяснять через Древнюю Грецию, через тригонометрию, через число Пи, а сейчас я понимаю, что — нет. Математика это идеальное приложение к здравому смыслу. Ты можешь здраво рассуждать, но без математической модели ты очень часто будешь ошибаться. Это идеальная логика, на которой основаны не только естественные науки, но и гуманитарные, В социологии, например, раньше было много ошибок, которые как раз математика помогла решить.

XX2 ВЕК. В математике ты разбираешься, получается, благодаря образованию?

А. Шарифов. Ну, незаконченному. По, как это сказать… «семейно-военным» обстоятельствам мне приходилось несколько раз в академ уходить, и я немного потерял интерес к научной деятельности на кафедре. Я хорошо окончил третий курс, но без особого интереса. Со временем мне вообще расхотелось узнавать новое без возможности об этом рассказать. А учёба отнимает много времени и мешает заниматься популяризационной деятельностью. У нас очень сложно учиться, даже чтобы сдать на тройки, надо постоянно работать. Для меня на первом месте в роликах стоит творческая задача, а для этого надо иметь возможность уделять им как можно больше времени. Я могу целый день провести, вообще ничего не делая, но это необходимо, чтобы на следующий день пришло вдохновение. Универ сбивает с толку, он заставляет тебя изучать то, что тебе уже не нужно. Работать по профессии я никогда не буду. В науку уходить не хочу, преподавать тоже. Я хочу заниматься популяризацией науки вот так, как занимаюсь. Получается, я отказался от науки ради науки.

XX2 ВЕК. Внимание: популяризатор науки Артур Шарифов не имеет высшего образования.

А. Шарифов. Да, всё верно. Но три года я всё-таки учился, и не где-то, а в МГУ.

XX2 ВЕК. Тебя не критикуют за то, что ты рассказываешь о науках, в которых ты не спец?

А. Шарифов. Ну, я же не заставляю мне верить. В описании всегда есть источники, и каждый может с ними ознакомиться. Пройдите, проверьте, что я вас не обманываю, посмотрите, на чём основан ролик, прочитайте книжки, разберитесь. Я всегда акцентирую на этом внимание: в мире науке я никто. Я просто рассказываю, пытаюсь заинтересовать, а дальше — дело за вами. Я на «Скептиконе» рассказывал как раз о том, как работать с источниками, если ты не специалист. Правда, оказалось, у нас в науке и научпопе очень много людей, которые считают, что наука — это для избранных, что кроме учёных туда никому нельзя соваться, тем более блогерам. И ещё у входа, до лекции, меня стали окружать, наезжать… но, что интересно, от учёных я такой критики никогда не получал, только от обывателей. Я таких называю «научными снобами».

XX2 ВЕК. А что бы ты сказал людям, которые считают, что научпоп вообще бесполезен и даже вреден, потому что плодит всяких самоуверенных недоучек и так далее?

А. Шарифов. Ну, некоторым людям он действительно бесполезен. Если не хочешь узнавать об окружающем тебя мире — научпоп тебе и не нужен. А вот что делать тем, кто хочет? Читать научные статьи? Было бы здорово, но в современном мире нет возможности разобраться сразу во всём. Если ты специалист, то в какой-то одной узкой области. Но даже если ты, например, биолог, тебе может быть интересна физика, теория струн, скажем. Но углубляться в тему тебе не надо, пользы это не принесёт. Конечно, поверхностные знания полезны только вместе с пониманием методологии. Если ты знаешь, что такое научный метод, и примерно представляешь, как выглядит окружающий тебя мир, тогда научпоп — это для тебя. А вот если понимания научного метода нет, то надо сначала его освоить, понять, как работают наблюдение, эксперимент, логика и уже тогда переходить к научпопу.

Но да, и в научном сообществе бытует такое мнение, что вот эти «не-учёные», популяризируя науку, заставляют в неё верить. Дают факт и говорят: «Верьте в него!» Как в школе на уроке физики: «вот это так» — и не говорят, почему. «Земля ходит по орбите, не скажу, как мы это выяснили, но она ходит, поверь». Мы, конечно, не так работаем. Но есть и примеры того, как откровенно плохой канал, выдающий себя за научпоп, может стать популярным. На одном был ведущий, который у себя рассказывал про плоскую Землю, а туда приходил про праноедение рассказывать, как он солнышком питается. Мне иногда в комментах пишут: «А вот на таком-то канале говорят, что на дне океана обнаружили чёрные дыры! Что ты об этом скажешь?» Ну а что я могу сказать? Ну, продолжайте их смотреть, если хочется». Такой научпоп не нужен.

XX2 ВЕК. А какой нужен?

А. Шарифов. Ну, на YouTube, у меня несколько любимых каналов: Дима Побединский, я ставлю его на первое место, потому, что с него для меня научпоп начался, и я во многом вдохновлялся его творчеством. Ещё Топа и Ян Топлес. Ян делает чуть более поверхностно, но, мне кажется, это очень точное попадание в нужную аудиторию. Массовость в научной популяризации тоже очень важна. Он самый популярный и делает качественно, заставляя людей интересоваться наукой, что самое главное. Ну и, конечно, SciOne. Это настоящий концерн по производству крутейших роликов, и, если хочется разобраться в теме поглубже, то идёшь на SciOne. Мы пытаемся популяризировать не столько факты, сколько способ, которым к этим фактам пришли. Не так важно знать расстояние от Земли до Луны, как метод, которым его посчитали.

XX2 ВЕК. Бывали ли у тебя ошибки в видео?

А. Шарифов. Было, что я что-то сказал, а потом пожалел. Например, пытался бороться с идеей солипсизма о том, что материального мира не существует, а есть только то, что мы воспринимаем — если я не вижу, что находится за дверью, то там ничего нет. Я, конечно, пытался её опровергнуть, а потом перейти к антропному принципу. Его-то я раскрыл, а вот с солипсизмом подготовился плохо, поэтому получилось не очень, и он так и остался висеть в воздухе. Поэтому я ролик удалил этот и буду его переделывать.

XX2 ВЕК. А фактических не было?

А. Шарифов. Одна почти случилась… мы делали ролик с Топой и почти пропустили лажу. Что-то про радиоволны, исходящие от водорода, который находится в туманностях. Там была небольшая, но очень грубая неточность, которая сильно влияла на повествование, поэтому пришлось в последнюю ночь переписать голос, переделать видео, потому, что ролик мы уже анонсировали. В итоге всё исправили.

XX2 ВЕК. Обсуждений и споров в комментариях много?

А. Шарифов. Да, много. С «Неразумным замыслом» получилось вообще тяжко. Я не был воинствующим атеистом и ролик делал не антирелигиозный, а о том, что креационисты не должны лезть в науку. Что пытаться преподавать в школах идею о сотворении мира шесть тысяч лет назад за семь дней — это неправильно. Но я получил такое количество комментов, что проанализировав, что творится у людей в головах, понял, что с этим надо что-то делать, и таки стал воинствующим атеистом.

XX2 ВЕК. Ты как-то модерируешь комментарии?

А. Шарифов. В ВК давно уже никого не баню, так что споры там разгораются регулярно. Есть верующие, которые приходят рейдом на меня, но в комментах я нормально к этому отношусь — пусть люди видят, как это выглядит. На некоторые комментарии я сам отвечаю, но, буквально, пару раз, а дальше, если вижу, что это никуда не ведёт, просто перестаю общаться. Что-то беру как идеи для следующих роликов. Недавно сделал ролик о том, как обезьяна стала человеком. Рассказал о прямохождении, о его преимуществах… и, видимо, слово «обезьяна» в названии стало триггером для отрицателей эволюции. Оказалось, кстати, что не все они верующие. Есть такие, кто считает, что людей на Землю занесли другие цивилизации вроде Нибиру и так далее. И если в «Неразумном замысле» была хоть какая-то конструктивная критика, то тут — «п*дор», «куплен», «крашеный»… Но 3—4 темы для новых роликов я из этого получил и обязательно их раскрою. Ещё почему-то все думают, что я татарин, видимо из-за фамилии, и пишут, что «все татары продажные твари».

XX2 ВЕК. Продажные кому?

А. Шарифов. Я не знаю… колдунам-учёным?

XX2 ВЕК. Какое самое жёсткое оскорбление ты слышал в свой адрес за время своей деятельности?

А. Шарифов. Ну, в комментах весь хейт такой однообразный… в основном про причёску, мол, «крашенный п*дор» — это самое такое. Я не обращаю на это внимание, так что сложно что-то конкретное выделить.

XX2 ВЕК. А на улице узнают? Что говорят?

А. Шарифов. Узнают, но в основном благодарят за контент, фотографируются.

Артур Шарифов с таинственным фанатом. || Фото: vk.com/this_my_idol.

XX2 ВЕК. Считаешь ли ты свою деятельность полезной?

А. Шарифов. Да, конечно, я ведь вижу эту пользу: большое количество людей, которым это интересно, которые через мои видео узнают об окружающем мире. Может, не для всех, не для всего общества, но для отдельной группы людей.

XX2 ВЕК. Получалось ли кого-то в чём-то переубеждать в личной беседе?

А. Шарифов. Да… самое популярное, в чём я переубеждаю, это гомофобия. Почему-то у меня хорошо получается с этим бороться. Видимо, не зря я «крашенный п*дор». Например, из-за пропаганды и того, что происходит вокруг, у меня сестра была отъявленной гомофобкой. Ну вот, её получилось переубедить. Незнакомых людей… наверно, только через видео.

XX2 ВЕК. Есть что-то, в чём ты сам переубедился?

А. Шарифов. Я был таким адским мракобесом, это ужас! Меня очень интересовала эзотерика в детстве, потому что мама этим увлекалась: если позитивно мыслить, то там какая-то энергетика в космос и что-то куда-то… Что вода имеет память… А когда я был совсем маленьким, я был убеждён, что мои игрушки живые и просто скрывают это! Пересмотрел «Историю игрушек» видимо… А ещё я ходил в воскресную школу, пел в церковном хоре, каждый день мы шлифовали рамочки для икон, участвовали в богослужениях и выступали на всех церковных праздниках. Я был очень целомудренным верующим молодым человеком. Это сейчас я раздолбай. Сомнения серьёзные стали закрадываться уже здесь, в Москве, когда поступил в университет. Стал интересоваться наукой и миром вокруг себя и понял, что что-то не так.

XX2 ВЕК. То есть совсем недавно? Как ощущения?

А. Шарифов. Тяжело очень. Было сложно с этим согласиться. Обычно всё держит страх смерти, он на меня особо не работал — я высоты боюсь больше, чем смерти. Поэтому, наверно, могло быть и хуже, но вообще тяжело, когда вся твоя картина мира рушится… но эволюция мне показалась более красивой, гораздо более интересной и загадочной, чем идея о том, что всё сотворил Бог.

XX2 ВЕК. Как всё происходило — резко или постепенно?

А. Шарифов. Постепенно — около года всё заняло. Просто сомневался всё больше и больше. И тут не столько универ, сколько общение с другими людьми, книжки, переводы научно-популярных видео на Vert Dider. Испортили мальчика. Возможно, я поэтому так активно и занимаюсь сейчас популяризацией, потому, что мне знакомо это чувство. Я понимаю, каково это — заблуждаться. Мне-то было нормально.

XX2 ВЕК. А почему тебе было нормально?

А. Шарифов. Было хорошо. Я был уверен, что всё, что связано с Богом, — это круто, а идеи, что Бога может не быть, — это всё проделки сатаны. Я не должен в этом сомневаться. И вот это главный их крючок, на котором ты висишь и не можешь соскочить, потому, что сомневаться нельзя, у тебя нет на это права.

XX2 ВЕК. Семья у тебя, получается, религиозная?

А. Шарифов. Ну, не религиозная, но эзотеричная, да. Маме сейчас даже нравятся мои ролики, хотя поначалу она мне запрещала этим заниматься, потому, что «учиться нужно». А сейчас смотрит, но всё равно говорит, что Бог — это её всё. И я уже особо не сопротивляюсь. Конечно, немного грустно: хочется просвещать народ, а собственных родителей до конца не можешь, но я уже смирился с этим. Пусть будет так.

XX2 ВЕК. Помимо того, что ты ушёл из эзотерики, что ещё изменилось в тебе из-за интереса к науке?

А. Шарифов. Не то, что ушёл, убежал и заколотил двери. Ну, могу сказать, что в плане моральности какой-то ничего не поменялось. Что я был верующим, что стал воинствующим атеистом — каким был, таким и остался. Ну, математическое мышление и способность критически воспринимать всю информацию, что к тебе идёт, что всё надо проверить. Даже мемы, когда кидают с шутками — обязательно всё проверить. Я считаю, что стал разборчивее в своих убеждениях. Моя жизнь вообще сейчас вокруг научпопа вертится, так что нельзя сказать, что он на меня не повлиял. Я, например, занимаюсь сейчас написанием собственной книги о математике и описании Вселенной языком математики. Это тоже сильно сказывается.

XX2 ВЕК. Когда выйдет? Год, два, три?

А. Шарифов. Сложно сказать. Думаю, полгода. Она не очень большая.

Небольшая часть домашней библиотеки Артура Шарифова.

XX2 ВЕК. Сколько научно-популярных книг ты прочитал, примерно?

А. Шарифов. Ну, то, что на полках стоит, точно прочитал, ещё часть на студии SciOne лежит… за последний год, наверное, штук 35—40. Некоторые не смог осилить. Например, Дэвид Дойч, «Структура реальности». Мне так понравилось название, а оказалось, что она очень водянистая, и желание дочитывать пропало. Где-то треть книг я не заканчиваю, просто понимаю, что тема мне неинтересна, и видео я об этом делать не буду, потому, что зацепиться не за что. Ну, вот у Ричарда Докниза читал всё, иногда по нескольку раз, это бывает очень полезно.

XX2 ВЕК. А кто любимый автор?

А. Шарифов. Даже не знаю… вот недавно новую книгу Александра Панчина открывал, прочитал несколько глав, пока мне очень вкатывает. Очень нравится Митио Каку, много его читал, но видео пока не сделал. Оно точно будет, просто хочется набрать побольше информации и какие-то свои выводы сделать, чтобы не повторяться.

XX2 ВЕК. Что бы ты порекомендовал почитать и посмотреть?

А. Шарифов. Советовать всем — сложно. Каждому человеку подойдёт что-нибудь своё. Ты не будешь читать Докинза, если тебе биология не интересна — зачем? Ты не станешь читать Митио Каку, если тебе не интересна физика и математика. Из универсальных, пожалуй, Майкл Шермер. Его может читать вообще любой. «Скептик» — это просто основа для всего. На неё потом можно надстроить знания о любой науке, чем бы ты не увлекался. Кстати, мы у Шермера интервью брали вместе с Панчиным.
Многим гуманитариям я бы посоветовал читать книгу Владимира Успенского «Апология математики», там большое внимание уделяется как раз отношению гуманитариев и математиков, тому, как можно объяснять математику. Мне она была полезна, в первую очередь, как преподавателю, но и многим, кто считает, что у них гуманитарный склад ума, было бы полезно. И ещё Джонатан Смитт, «Псевдонаука». Там очень круто описана методология анализа своих убеждений — как правильно скептически относиться к тому, что вроде бы знаешь. Чем-то похоже на Шермера, но книга — чуть более полная, и много внимания уделено именно методам — что делать с информацией, которую ты получаешь, особенно, если она может как-то повлиять на твоё мировоззрение.

XX2 ВЕК. Кто любимый учёный?

А. Шарифов. Очень сложный вопрос. Ну, как математик, я в своё время очень сильно восхищался Огюстеном Коши, который положил начало математическому анализу. Например, была проблема — можно ли считать, что 0,9(9) и 1 равны? Любое число, которое меньше, чем 1, будет и меньше, чем 0,9(9). Многие пытались это доказать так: дробь ⅓ — это 0,3(3). Если ⅓ умножить на 3, получится 1. Если 0,3(3) умножить на 3, получится 0,9(9). Но это если предположить, что ⅓ = 0,3(3), но это тоже не точно. А он, по сути, ввёл понятие предела, что 0,9(9) будет приближаться к 1, но в бесконечности, а её мы никогда не достигнем. Коши ввёл понятие бесконечно малой величины — это число, которое меньше любого заданного натурального числа. И вот 1 минус это число, как раз и будет 0,9(9).

XX2 ВЕК. Что самое классное ты узнал, пока делал ролики?

А. Шарифов. Скорее, я сначала узнал, а потом решил ролик сделать. Долго ломал голову, пытаясь понять момент с четырёхмерным кубом — почему тессеракт выглядит как кубик в кубе, а когда его вращаешь, то нам это кажется деформацией. И вот, наконец, получилось построить очень чёткую картинку, меня это поразило, я решил сделать ролик и, на мой взгляд, это одно из лучших моих видео.

XX2 ВЕК. Какие планы на будущее, кроме книжки?

А. Шарифов. Очень хочется снимать документальные фильмы про математику и науку в целом, но пока нет возможности. Хочется всё перевести на глобально новый уровень. Но это перспектива на несколько лет вперёд. Ну и образовательный портал развивать, конечно. Отойти от 11 классов и сделать что-то глобальное о науке в целом.

XX2 ВЕК. Что хотел бы сказать напоследок читателям?

А. Шарифов. В принципе то, что говорю в конце каждого своего ролика: будьте внимательнее, будьте критичнее, не доверяйте всему, что вам говорят, и анализируйте информацию. Всё.

XX2 ВЕК. И ставьте лайки?

А. Шарифов. Да, и ставьте лайки.

Алексей Малов :