Рилузол замедляет старение мозга у крыс

Нейрон.
Когда исследователи рассмотрели некоторые нейроны (такие, как на изображении сверху) у крыс, получавших рилузол, они обнаружили важное изменение у нейронов в гиппокампе: у них было больше кластеров, так называемых шипов (изображение снизу), которые играют важную роль в образовании нейронных связей.

Рилузол (Рилутек) — единственное одобренное контролирующими органами США и Европы лекарство для лечения бокового амиотрофического склероза (в России препарат не одобрен, и больные приобретают его за границей). Исследование с использованием лабораторных животных, проведённое специалистами из университета Рокфеллера и Школы медицины имени Карла Икана на горе Синай (США) показало, что рилузол замедляет процесс возрастного ухудшения памяти.

Учёным известно, что угасание памяти и спутанность сознания в пожилом возрасте связаны с потерей и изменением соединений между нейронами в головном мозге. Но применение рилузола замедлило нормальный процесс возрастной потери памяти у крыс. Учёные обнаружили, что препарат вызывает изменения, благоприятные для укрепления нейронных связей в гиппокампе.

Нейроны соединяются в цепи, соединяющие определённые участки мозга, и взаимодействуют с помощью нейротрансмиттера — глутамата. Но излишки глутамата могут привести к повреждению мозга, они провоцируют подключения нейронов в неправильных местах. Упадок когнитивных способностей в пожилом возрасте связан с повреждением нейронов в точках, где они соединяются — синапсах. Это, в конечном итоге, приводит к гибели нейронов.

Рилузол был очевидным выбором в качестве потенциального лечения, так как он контролирует высвобождение и поглощение глутамата. Исследователи начали давать рилузол крысам, когда те достигли возраста 10 месяцев, возраст зрелости для крыс, когда у них начинается снижение умственных способностей.

После 17 недель лечения, исследователи проверили пространственную память крыс — тип памяти, наиболее легко контролируемый у животных, — и обнаружили, что она лучше, чем у их сверстников из контрольной группы, и почти так же хороша, как у молодых крыс. Например, при помещении в лабиринт, который они уже изучали, получившие терапию крысы обнаруживали незнакомые проходы и проводили больше времени, исследуя их.

Когда исследователи заглянули внутрь мозга крыс, получавших рилузол, они обнаружили, что произошли изменения в гиппокампе — уязвимой для повреждения от избытка глутамата области мозга, ответственной за память и эмоции.

«Мы обнаружили, что во многих случаях со старением связаны изменения синапсов: снижение их пластичности и силы синаптической связи. Изменения могут проявляться по одному, или оба сразу, — говорит профессор неврологии Джон Моррисон (John Morrison). — Дело в том, что рилузол увеличил кластеризацию дендритных шипов, возможно, что именно её увеличение улучшило память через увеличение синаптической силы и синаптической пластичности».

На следующем этапе исследований будет изучена эффективность рилузола на ранних стадиях болезни Альцгеймера. Клинические испытания проводит Ана Перейра (Ana Pereira) из университета Рокфеллера, первый автор исследования.